СюжетыПолитика

Губернаторы отказали себе во всем

Выяснилось, что главы регионов не хотят, чтобы их считали богатыми людьми

Этот материал вышел в номере № 69 от 1 июля 2009 г.
Читать
Проверка деклараций «Новая» проверила декларации двух губернаторов — Валерия Гаевского (Ставропольский край) и Сергея Дарькина (Приморье). Возникли вопросы После подписания президентом Медведевым пакета антикоррупционных указов на сайтах...

Проверка деклараций

«Новая» проверила декларации двух губернаторов — Валерия Гаевского (Ставропольский край) и Сергея Дарькина (Приморье). Возникли вопросы

После подписания президентом Медведевым пакета антикоррупционных указов на сайтах губернаторов стали появляться декларации о доходах за 2008 год с указанием имущества самих руководителей и их родственников. Продолжая наблюдать за перипетиями декларативной активности, корреспонденты «Новой» не перестают фиксировать удивительные особенности этого процесса.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса Валерий Гаевский на должности губернатора Ставропольского края чуть больше года. На официальном сайте губернатора декларация о доходах есть, однако отыскать ее там не просто: на главной странице — никаких ссылок. Как оказалось, искомый документ можно обнаружить, либо зная дату публикации (6 апреля), либо если искать специально через «расширенный поиск» Яндекса/Гугла с учетом адреса и ключевых слов. В противном случае любопытному пользователю гарантировано «зависание» в массе электронного документооборота.

Продравшись сквозь дебри сайта, корреспонденты «Новой» выяснили: сведения об имуществе губернатора и его семьи находятся в разных местах и в двух вариантах. На одной странице — в разделе «Новости» — файл с данными о доходах только Валерия Гаевского и отдельно — в разделе «Публикации» — страница с информацией об имущественном положении губернатора, его супруги и только одной из трех дочерей. В чем смысл такой «сетевой» аномалии — не совсем понятно. Согласно указанным данным за 2008 год, губернатор Валерий Гаевский имеет «Доход по основному месту работы — 1886 тысяч рублей. Владеет квартирой в г. Ставрополе общей площадью 290 кв. метров в совместной собственности с членами семьи. Имеет в банках Российской Федерации счета на общую сумму 622,7 тысячи рублей. Владеет машино-местом в г. Москве (?!Прим. ред.) площадью 19 кв. метров».

Супруга губернатораОльга Гаевская, согласно аналогичному документу за 2008 год, имеет «Доход по основному месту работы в ООО «Управляющая организация «ЭМЭСК» — 24 тысячи рублей. Владеет квартирой в г. Железноводске общей площадью 155 кв. метров. Владеет легковым автомобилем Toyota RAV 4 2007 года выпуска. Несовершеннолетняя А.В. Гаевская доходов не имела. Владеет 1/5 квартиры в г. Ставрополе общей площадью 290 кв. метров».

Однако по информации, неофициально попавшей в сеть базы данных, существует запись о московской квартире семьи Гаевских в районе Хорошево-Мневники (логичное объяснение отдельно стоящего машино-места в Москве, которое упомянуто в декларации. — Прим. ред.). Не указана также сфера деятельности и должность Ольги Гаевской в ООО «Управляющая организация «ЭМЭСК». Компания эта не из совсем бедных: по данным базы СКРИН, она занимается консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления, недвижимостью, а также является 100-процентным владельцем ООО «Заря» — сельскохозяйственного предприятия Грачевского района Ставропольского края. Не знаем, как с сельским хозяйством, а иметь консультантом по вопросам бизнеса жену губернатора очень почетно. Другое дело, что ставропольские предприниматели за почет платить не привыкли, раз положили столь ценному специалисту столь мизерную зарплату.

Накануне своего назначения Гаевский был заместителем министра регионального развития и замом полпреда президента РФ в Южном федеральном округе (с 2006 по 2008 год) — то есть в регионе не новичок. Согласно отчетам банка «Петрокоммерц» за 2006 год, Валерий Гаевский временно числился в совете директоров этого коммерческого банка. В отчете указывалось, что «некоторые акционеры передали свои акции в номинальное держание». В качестве акционеров открыто указывались лишь номинальные держатели (позднее — кипрские офшоры), реальные же бенефициары не раскрывались. Причем на сайте «Петрокоммерц» банка указано, что родственной ему структурой является крупнейший банк Ставропольского края — ОАО «Ставропольпромстройбанк» (кроме этого, как выяснилось, их объединяет один и тот же кипрский акционер — Hillsdale Enterprises Limited). Что весьма примечательно и, наверное, удобно: Гаевский Валерий Вениаминович, судя по отчетам Ставропольпромстройбанка, числился аффилированным лицом (членом совета директоров) и этого юрлица — с мая 1998-го по апрель 2006 года. Любопытно, но Гаевский работал в правительстве Ставропольского края: министром экономического развития и торговли как раз в 2001—2005 годах и главой министерства финансов края в 1998—2001 годах.

Другой персонаж декларационного мейнстрима, опубликовавший данные о своем имуществе, — губернатор Приморского края Сергей Дарькин. Согласно его декларации о доходах, у главы Приморья ничего нет: ни недвижимости, ни личного автомобиля. В 2008 году Дарькин заработал 2 миллиона 41,3 тысячи рублей и пользуется государственной дачей площадью 729,5 кв. метров. Хотя еще в 2006 году СМИ писали о вкладах в банке «Приморье» на сумму свыше 206 млн рублей, акциях ЗАО «Ролиз» и ЗАО «Дальинвестгрупп», в официальном документе об этом ничего не сказано.

Значительно ощутимее доходы супруги Сергея Дарькина: актриса краевого драмтеатра имени Горького Лариса Белоброва за минувший год принесла в семью 145 млн рублей. Если верить декларации, то доходы приносили ей зарплата по месту работы — 337,5 тысячи рублей (заметьте много больше, чем жене Ставропольского губернатора из фирмы, занимающейся недвижимостью и экономическим консультированием), вклады в банках — 12 миллионов 253,6 тысячи рублей, ценные бумаги — 132 миллиона 649,3 тысячи рублей. В собственности супруги губернатора: квартира площадью 30,9 кв. метров, земельный участок площадью 5,069 тыс. кв. метров, дача — 498,5 кв. метров, два автомобиля Infinity FX35 2006 года выпуска и Toyota Land Cruiser 1996 года. В этой связи остается только порадоваться за провинциальных актрис — их доходы много превышают средние расходы регионов на культуру.

Из того, что могло бы еще быть отражено в документе о доходах губернаторской семьи, но осталось за скобками публичности. В базе данных владивостокских телефонных номеров за человеком по имени «Дарькин С. М.» числится недвижимость (по данным блоггеров — коттедж) в Небесном (Облачном) переулке. Кроме этого, на имя Ларисы Дмитриевны Скубко (прежняя фамилия супруги губернатора) значится недвижимость в центре Владивостока по улице Алеутская.

Не поместились в губернаторской декларации дополнительные места работы и должности Ларисы Белобровой. Первая леди Приморья председательствует в Совете по культуре и искусству администрации края, она же является директором российско-французского культурного центра «Альянс Франсез—Владивосток». Согласно базе данных о предприятиях СКРИН, этот центр занимается издательской деятельностью, обучением иностранным языкам (на коммерческой основе, как указано на сайте центра) и организацией культурных мероприятий. Офис находится в центре города, в здании Музея им. Арсеньева. Кроме того, в минувшем году Лариса Белоброва числилась совладельцем банка «Приморье». На сайте банка супруга губернатора и сейчас значится в качестве акционера, владеющего 19,9 процента акций (это не отражено в вывешенных отчетах за 2007 год, хотя в более поздней документации за первый квартал 2009 года на других сайтах эти данные есть.Прим. ред.). В ежеквартальном отчете ОКБ «Приморье» за первый квартал 2009 года имя Ларисы Белобровой числится в графе «Физические лица» раздела «Сведения об участниках (акционерах)», владеющих не менее чем 5 или 20 процентами уставного капитала или акций. Еще одним крупным акционером банка «Приморье» является офшорная компания Anchor worldwide limited (с офисом в Гонконге) — 11,4636%, которая, в свою очередь, на 100% принадлежит другой (тоже офшорной) компании — Westend holdings limited, зарегистрированной на Маршаловых островах. И компания «Ролиз», и банк «Приморье» традиционно причисляются СМИ к бизнес-активам первых лиц края через людей, близких губернатору, с которыми Сергей Дарькин ранее многие годы вел совместный бизнес. Кстати, нынешний председатель правления ОКБ «Приморье» и член совета директоров Сергей Богдан в 2002— 2003 годах работал помощником губернатора Дарькина (в службе его протокола).

По данным издания «Ежедневные новости Владивостока», супруга губернатора год назад также являлась владельцем «крупного пакета акций двух рыбодобывающих предприятий — НБАМР и «Ролиз». Однако документально подтвердить или опровергнуть это сообщение «Новой» не удалось, поскольку в одном случае структура владельцев (акционеров) детально не раскрывается, а в другом — нет в открытом доступе отчетов компании за последние годы.

Имя губернатора Дарькина нередко упоминалось СМИ в контексте с бизнес-деятельностью. Это случилось и в мае прошлого года, когда в доме Дарькина и офисах «Ролиз» правоохранительные органы провели обыски. Тогда Сергей Михайлович на несколько дней исчез из поля зрения СМИ, после чего нашелся в Москве — в клинике на лечении, а еще через какое-то время вернулся к привычной государственной деятельности.

…Публикация деклараций российскими чиновниками — в теории акция, безусловно, важная, но — на практике — вряд ли осуществимая на 100%. Вот губернаторы опубликовали данные. Выяснилось вдруг, что они не совсем точны. А дальше — следуют варианты, как в компьютерной игре, в которой большие ставки и большие чиновники выставляют несколько уровней безопасности по защите информации о своих личных доходах. Первый: запрятать декларацию как можно дальше, чтобы ее никто не обнаружил, даже если захотел. Второй: отразить в декларации как можно меньше, насколько вообще это позволяет действующее законодательство. Третий: недвижимость и бизнес переводятся на жен и других родственников. Но когда заставили отчитываться и за жен, про запас остался четвертый: офшоры. В этом случае бизнесом, зарегистрированным на родственников, можно управлять через юридические конторы зарубежных островных государств.

Справка «Новой»

Валерий Гаевский, губернатор Ставропольского края, 51 год. В мае 2008 го нынешний губернатор сменил на этом посту своего предшественника — Александра Черногорова, ушедшего в отставку после скандала и разоблачений. В 1996 году, по данным СМИ, Гаевский участвовал в предвыборной кампании экс-губернатора.

Сергей Михайлович Дарькин, губернатор Приморского края, 46 лет. Стаж губернаторства — 8 лет (с июня 2001 года). Образование: Дальне-восточное высшее инженерно-морское училище имени адмирала Невельского (факультет управления морским транспортом) и в 1999 году — Дальневосточная госакадемия экономики и управления.

В исполнительную власть он пришел из бизнеса, которым начал заниматься с начала 90-х. За плечами губернатора немалый список компаний, в которых Сергей Дарькин занимал высшие руководящие посты, являясь совладельцем. Это «Дальлизинг», Уссурийский масложиркомбинат, с 1991 года — компания «Ролиз» (аффилирована с управляющей компанией ОАО НБАМР — Находкинской базой активного морского рыболовства, крупнейшим рыбодобывающим предприятием региона).

ЗАО «Ролиз» сегодня — холдинг, занимающийся добычей рыбы, морепродуктами, строительством и лизингом судов, инвестициями в судостроение.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow