СюжетыПолитика

Как готовилась война

Исследование Андрея Илларионова о том, что предшествовало августовским событиям 2008 года

Этот материал вышел в номере № 69 от 1 июля 2009 г.
Читать
Мы заканчиваем публикацию газетной версии доклада о том, как готовилась война в Грузии. Это — личные изыскания одного из самых известных российских экономистов, ушедшего в политическую оппозицию к современной власти. Соответственно, эта...

Мы заканчиваем публикацию газетной версии доклада о том, как готовилась война в Грузии. Это — личные изыскания одного из самых известных российских экономистов, ушедшего в политическую оппозицию к современной власти. Соответственно, эта работа носит ярко выраженный политический характер.

У редакции «Новой» есть целый ряд весьма острых вопросов к автору. Мы зададим их после того, как закончим публикацию основной части доклада. И, оценивая дискуссионный потенциал темы, готовы предоставить площадку для квалифицированного обсуждения иных мнений. Присоединяйтесь к дискуссии, она будет широкой и открытой.

10. 29 июля — 6 августа 2008 г.: Война средней интенсивности

29 июля югоосетинские силы впервые открыли огонь по группе наблюдателей ОБСЕ и Смешанных миротворческих сил. В тот же день они подвергли артиллерийскому обстрелу позиции грузинских миротворцев на высоте Сарабук. Впервые с 2004 г. югоосетинская сторона применила артиллерию калибром более 100 мм, запрещенную в зоне конфликта, что был вынужден отметить в своем докладе командующий Смешанными миротворческими силами Марат Кулахметов1. На следующий день югоосетинские силы подвергли артиллерийскому обстрелу села с этнически смешанным населением, находившиеся под контролем грузинского правительства2.

В 8.00 утра 1 августа грузовик грузинской полиции подорвался на мине. В результате подрыва пятеро грузинских полицейских получили тяжелые ранения. С середины дня 1 августа до утра следующего дня югоосетинские и грузинские силы вели перестрелки, в результате которых погибли 6 осетинских военных, 13 человек были ранены.

2 августа четыре съемочные группы центральных российских телеканалов в составе 15 журналистов со всей необходимой техникой прибыли из Москвы в Цхинвали для освещения предстоящей войны, о которой в Грузии тогда еще никто не догадывался. Рано утром 2 августа другая группа российских журналистов выехала из столицы Дагестана Махачкалы в Южную Осетию. Въезд на территорию Южной Осетии был запрещен иностранным журналистам, за исключением съемочной группы украинского телеканала «Интер», связанного с Партией регионов. Российский МИД объяснил это «проблемами с их документами». К 7 августа число российских журналистов, направленных в Цхинвали, достигло 50 человек3.

2 августа официально завершились военные учения «Кавказ-2008». Но российские войска, участвовавшие в маневрах, не ушли со своих позиций. Более того, ряд подразделений СКВО пересекли государственную границу и продолжили учения на территории Грузии в Южной Осетии4. Кроме того, до вечера 7 августа совокупная численность двух «миротворческих» батальонов — российского и осетинского — была незаконно увеличена с 1000 до 1700 военнослужащих5, при этом численность грузинских миротворцев осталась соответствующей Дагомысским соглашениям — 500 бойцов.

2 августа власти Южной Осетии начали эвакуацию женщин и детей из окружающих Цхинвали сел. К полуночи 7 августа из Южной Осетии в Россию были эвакуированы более 20 000 гражданских лиц6. Это составило более 90 процентов населения зоны будущих военных действий и более половины населения Южной Осетии, находившегося под контролем администрации Кокойты. Фактически была достигнута точно такая же пропорция числа эвакуированных к численности населения региона, как и во время косовского кризиса в 1999 г. Но обнаружилось и существенное отличие. Косовские албанцы бежали из своих домов после начала этнических чисток, проводившихся югославской армией. В Южной Осетии этнические чистки грузинского населения были проведены югоосетинскими подразделениями после эвакуации югоосетинских женщин и детей.

2 августа 2008 г. практически одновременно такие разные люди, как Сергей Миронов, Теймураз Мамсуров и командующий ВДВ России Валерий Евтухович, сделали заявления, в которых обещали, что российские силы войдут в Грузию «для защиты российских граждан и помощи миротворцам».

На следующее утро заместитель министра обороны России Николай Панков, заместитель начальника ГРУ и командующий 58-й армией Анатолий Хрулев прибыли в Цхинвали, где провели заседание Совета безопасности Южной Осетии с участием военного и политического руководства Южной Осетии, командующего Смешанными миротворческими силами Марата Кулахметова и командира осетинского миротворческого батальона Константина Фриева. Грузинские источники утверждают, что целью встречи было уточнение деталей плана боевых действий подразделений 58-й армии в Южной Осетии7. В те же часы за несколько сот километров от Цхинвали — в Сухуми — прошло заседание Совета безопасности Абхазии.

В тот же день, 3 августа, на Северном Кавказе началась мобилизация «добровольцев» и казаков. Как объяснил верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья и вице-губернатор Ростовской области Виктор Водолацкий, мобилизация добровольцев осуществлялась «централизованно через призывные пункты в областных и районных военных комиссариатах» регионов Северного Кавказа. Большинство добровольцев было придано 19-й мотострелковой дивизии СКВО и североосетинскому миротворческому батальону, остальные подписали контракты непосредственно с министерством обороны Южной Осетии (его существование, согласно Дагомысским соглашениям, также было незаконным8). Первые 300 наемников пересекли государственную границу России с Грузией и на следующий день были в Южной Осетии.

4 августа штаб войск СКВО выдвинул части округа непосредственно к государственной границе России с Грузией, разместил их в районе Нижнего Зарамага, чтобы «в максимально сжатые сроки перебросить войска на помощь миротворческим силам в Южной Осетии»9. В тот же день медицинские подразделения и подразделения связи 58-й армии прибыли в Южную Осетию, а 11 самоходных гаубиц «Гвоздика» были переброшены из Джавы в Цхинвали10. По грузинским данным, численность подразделений регулярных российских войск в Южной Осетии достигла 1200 военнослужащих. На авиабазу в Моздок прибыли военные самолеты системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления типа АВАКС, а несколько тяжелых бомбардировщиков Ту-22М3 были переброшены с постоянного места дислокации под Новгородом в Саратовскую область11.

На фоне интенсивных военных приготовлений в полную силу заработала машина пропагандистской войны. 3 августа югоосетинский Государственный комитет по информации и печати (ГКИП) опубликовал статью, озаглавленную «Если завтра война…», в которой предполагалось, что боевые действия начнутся со дня на день12. Информационное агентство «Осинформ» разместило статьи «Южная Осетия готовится к войне»13, «Россия видит угрозу войны между Грузией и Южной Осетией», «Хроники необъявленной войны»14. Рано утром 4 августа начал работу блог пропагандистского сопровождения разворачивающейся войны под названием «Голос души». В его первой записи говорилось, что мирные жители, эвакуируемые со 2 августа, были направлены в Северную Осетию, «где им предстоит переждать сложившуюся ситуацию»15. Англоязычная версия этого блога под названием Voice of Soul начала работу в ночь с 6 на 7 августа16. «Независимая газета» опубликовала 4 августа статью, озаглавленную «Отложенная война»17. Радио Южной Осетии уверенно заявило, что «война может начаться завтра»18. Российский депутат Константин Затулин потребовал немедленно провести «операцию принуждения к миру»19. Сергей Багапш заявил в Сухуми, что если начнется война, то Абхазия «не будет стоять в стороне»20. На следующий день в блоге «Голос души» был размещен постинг «В ожидании войны»21.

5 августа еще несколько единиц бронетехники, 40 артиллерийских систем и разведывательный батальон 33-й отдельной горнострелковой бригады пересекли по Рокскому тоннелю российско-грузинскую границу и вошли в Южную Осетию. Еще 30 артиллерийских орудий были переброшены в Грузию через Кударский перевал22.

Инициаторы и руководители войны не скрывали, что цели российско-абхазско-югоосетинской коалиции в начинающихся боевых действиях могут выйти далеко за пределы территорий Южной Осетии и Абхазии. Министр внутренних дел Южной Осетии Михаил Миндзаев объявил, что Южная Осетия может претендовать на некоторые районы так называемой ядровой Грузии, включая Боржоми и Бакуриани23 и пообещал «бомбить Гори, Карели и одну из курортных зон»24. Постоянный представитель Южной Осетии в Москве Дмитрий Медоев пообещал начать в Грузии «рельсовую войну» и добавил: «Посмотрим, как Грузия сможет выполнять свои обязательства по международному транзиту нефти»25. В интервью «Независимой газете» 5 августа министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба не исключил возможность открытия второго фронта против Грузии. Неназванный источник в разведывательных службах Абхазии предсказал, что «специально подготовленные диверсанты могут подорвать нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан»26. Он не ошибся: через сутки в результате взрыва неподалеку от турецкого города Эрзинджана нефтепровод был временно перекрыт.

К вечеру 5 августа у северного портала Рокского тоннеля расположились 135-й и 693-й мотострелковые полки 19-й дивизии 58-й армии, 104-й и 234-й воздушно-десантные полки 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, 217-й воздушно-десантный полк 98-й воздушно-десантной дивизии и 31-я отдельная воздушно-десантная бригада. В их составе находились 11 693 военнослужащих, 891 единица бронетехники, 138 артиллерийских орудий27.

Утром 6 августа закрылись все учреждения и магазины Цхинвали. Шла спешная эвакуация мирных жителей в Россию, откуда, в свою очередь, прибывали российские наемники и журналисты. «Известия» с гордостью сообщили, что добровольцы прибывают в Южную Осетию из самой Москвы28, по осетинскому радио было передано сообщение о начале войны29. Югоосетинские войска открыли минометный огонь по селам Эредви, Приси, Авневи, Двани и Нули. В результате возникшей перестрелки несколько человек с обеих сторон получили ранения.

В ночь с 6 на 7 августа полевой штаб СКВО был размещен в Джаве, а Ленинградского военного округа — в нижней части Кодорского ущелья30. Корреспондент агентства АПН сообщала из Владикавказа: «Вся республика <…> все видели (начиная с вечера шестого) движение огромного числа войск в сторону (Рокского. — А. И. ) тоннеля»31. Журналистка «Независимой газеты», двигавшаяся из Владикавказа в Цхинвали, чтобы не пропустить начало разворачивающейся войны, написала, что увидела собственными глазами 6 августа: «Россия стягивает к границам Грузии серьезные военные силы. По Транскаму от Алагира до Зарамага движутся военные колонны и отдельные машины с личным составом, бронетехника. Военные заявляют, что продолжаются учения, но нет сомнений, что Россия таким образом демонстрирует решимость защитить своих граждан в Южной Осетии. Вплоть до проведения операции по принуждению к миру»32. Три недели спустя она же подчеркивала: «Я видела нашу армию в полной боевой готовности»33.

Заур Алборов, выступавший от имени югоосетинского военного командования, в своих записях на форуме milkavkaz.net отсчитывал часы до начала полномасштабной войны: 2 августа — «Учение «Кавказ-2008» завершено, как раз все отработали, теперь мы эвакуируем мирное население, проведем мобилизацию, а после кое-кому не поздоровится»34, 5 августа — «Несколько дней РФ подождет, чтобы весь мир увидел, кто агрессор, а за это время мы и «добровольцы» продержимся, а потом одной агрессивной силе придется несладко»35; «Короче, Джорджия будет испытательным полигоном для новых образцов вооружения и боеприпасов и утилизации старых, в частности, на складах много ФАБов (фугасная авиабомба.А. И. ) разного калибра с истекающим сроком, так что бекфаеры (Backfire — применяемое в НАТО имя для российского бомбардировщика Ту-22М. — А.И. ) особо их экономить не будут»36, 6 августа — «Сегодня мы разделаемся с агрессорами, они ответят за все»37. В 22.58 6 августа он с уверенностью предсказал: «Думаю, начнется в ближайшие часы, у меня есть основания так говорить»38.

Вечером 6 августа 2008 г. президент Грузии Саакашвили попытался срочно связаться по телефону с президентом России Дмитрием Медведевым для обсуждения опаснейшего развития событий в Южной Осетии и в российско-грузинских отношениях. Ответ российского МИДа, организующего телефонные переговоры между президентами, был холодным: «Время для переговоров президентов еще не настало»39.

Необходимые примечания

1The Kulakhmetov Report, in Timeline of Russian Aggression in Georgia,http://mfa.gov.ge/index.php?langid=ENG&secid=461&infoid=7664_

2Georgia reports shootout in S. Ossetia, Civil Georgia, 29 July 2008,http://www.civil.ge/eng/article.php?id=18854.

3Brian Whitmore, Scene At Russia-Georgia Border Hinted At Scripted Affair, Radio Free Europe/Radio Liberty, 23 August 2008,http://www.rferl.org/content/RussiaGeorgianScriptedAffair/1193319.html._

5Ирина Куксенкова. Добро пожаловать в ад!,http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/08/10/abroad/365780/

6О масштабах эвакуации из Южной Осетии в Россию см.http://davnym-davno.livejournal.com/7479.html.

758-я армия РФ готова войти в Цхинвали [http://www.apsny.ge/news/1217792861.php]

8Виктор Водолацкий. Казаки одними из первых встали на защиту народа Кавказа, [http://skavkaz.rfn.ru/region/rnews.html?id=150137&rid=1051]

9Егор Созаев. Российская армия подошла к границе Южной Осетии. — Life.ru [http://life.ru/news/27624].

10Хронология российской агрессии в Грузию,http://mfa.gov.ge/index.php?langid=ENG&secid=461&infoid=7664_

11Выступление Давида Кезерашвили перед Временной парламентской комиссией 27 октября 2008 г. [http://www.parliament.ge/index.php?langid=ENG&secid=1329&infoid=21926]_

20Volunteers from neighboring regions rush to help Georgia’s separatist region, Interfax, 7 August 2008, (BBC Monitoring).

22Выступление Давида Кезерашвили перед Временной парламентской комиссией 27 октября 2008 г. [http://www.parliament.ge/index.php?langid=ENG&secid=1329&infoid=21926_

23Южная Осетия может предъявить Грузии территориальные претензии [http://osradio.ru/news/all/41.html;http://www.rosbalt.ru/2008/08/06/510922.html]

24Миндзаев. Будем бомбить Гори, Карели и од-ну из ваших курортных зон,http://www.apsny.ge/news/1217981312.php

25http://newsru.com/data/video/1037.html[http://www.regnum.ru/news/1036622.html]

26Марина Перевозкина. Абхазия готова открыть второй фронт. — «Независимая газета», 5 августа 2008 [http://www.ng.ru/cis/2008-08-05/1abhazia.html]_

27Выступление Давида Кезерашвили перед Временной парламентской комиссией 27 октября 2008 г. [http://www.parliament.ge/index.php?langid=ENG&secid=1329&infoid=21926]_

32Марина Перевозкина. Это не конфликт, это — война. — «Независимая газета», 8 августа 2008 [http://www.ng.ru/politics/2008-08-08/1war.html]_

33Марина Перевозкина. «Маленькая победоносная война». — 2Независимая газета», 1 сентября 2008,http://www.ng.ru/courier/2008-09-01/15war.html_

Кто есть кто

Приложение. Граждане России в военном и политическом руководстве Южной Осетии, 2004—2008

1) Мулдаров Зелим Ефимович, полковник; министр обороны Южной Осетии с 25 сентября 2003 г. по 15 апреля 2004 г. Бывший заместитель командующего 58-й армией Северо-Кавказского военного округа.

2) Баранкевич Анатолий Константинович, генерал-лейтенант; министр обороны Южной Осетии с 6 июля 2004 г. по 10 декабря 2006 г.; секретарь Совета безопасности Южной Осетии с 11 декабря 2006 г. по 3 октября 2008 г. Окончил Дальневосточное общевойсковое командное училище, Военную академию имени Фрунзе. Служил в Сибирском военном округе, Группе советских войск в Германии, Приволжском и Северо-Кавказском военных округах. Участник войны в Афганистане, первой и второй войн в Чечне. Был заместителем военного комиссара Чечни и Ставропольского края.

3) Яровой Анатолий, генерал-майор ФСБ; председатель КГБ Южной Осетии с 17 января 2005 г. по 2 марта 2006 г. До назначения в Южную Осетию возглавлял управление ФСБ по Республике Мордовия с 10 марта 2001 г. по 27 декабря 2004 г.

4) Чебодарев Олег, полковник ФСБ, начальник Государственной пограничной охраны Южной Осетии с 2005 г.

5) Миндзаев Михаил, генерал-лейтенант ФСБ. Министр внутренних дел с 26 апреля 2005 г. по 18 августа 2008 г. Бывший заместитель начальника штаба министерства внутренних дел Республики Северная Осетия — Алания. В 2004 г. в Беслане руководил действиями спецподразделения «Альфа» ФСБ России.

6) Морозов Юрий Ионович, премьер-министр Южной Осетии с 5 июля 2005 г. по 18 августа 2008 г. Окончил Уфимский нефтяной институт. До назначения в Южную Осетию был коммерческим директором Курской топливной компании.

7) Долгополов Николай Васильевич, генерал-майор ФСБ, председатель КГБ Южной Осетии с 3 марта 2006 г. по 8 ноября 2006 г. До назначения в Южную Осетию — начальник управления ФСБ России по Республике Марий Эл.

8) Аттоев Борис Мажитович, генерал-лейтенант ФСБ. Председатель КГБ Южной Осетии с 9 ноября 2006 г. До назначения в Южную Осетию — начальник управления ФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике, старший сотрудник центрального аппарата ФСБ в Москве. Участник войны в Афганистане.

9) Лаптев Андрей Иванович, генерал-лейтенант, министр обороны Южной Осетии с 11 декабря 2006 г. по 28 февраля 2008 г.

10) Котоев Владимир Кузьмич, полковник ФСБ, руководитель службы по охране правительства Южной Осетии с 2007 г. Участник войн в Чечне и Боснии.

11) Лунев Василий Васильевич, генерал-лейтенант, министр обороны Южной Осетии с 1 марта 2008 г. по 18 августа 2008 г., с 9 по 18 августа также командующий 58-й армией Северо-Кавказского военного округа. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию им. М. В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Прошел путь от командира взвода мотострелкового полка до первого заместителя командующего армией Сибирского военного округа. Служил на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, военным советником в Сирии. До назначения в Южную Осетию был военным комиссаром Пермского края.

12) Танаев Юрий Анварович, генерал-майор, министр обороны Южной Осетии с 31 октября 2008 г. Окончил Минское суворовское училище. До назначения в Южную Осетию — начальник разведывательного управления штаба Уральского военного округа.

13) Булацев Асланбек Солтанович, полковник ФСБ, премьер-министр Южной Осетии с 31 октября 2008 г. До назначения в Южную Осетию — руководитель управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия — Алания, ранее — руководитель финансового управления ФСБ Республики Северная Осетия — Алания.

14) Большаков Александр Михайлович, руководитель администрации президента Южной Осетии с 31 октября 2008 г. Окончил Владимирский государственный педагогический институт. В течение 15 лет занимал руководящие должности в партийных и исполнительных органах администрации Владимирской области. Был заместителем директора ОАО «Завод «Автоприбор» (г. Владимир). До назначения в Южную Осетию — вице-губернатор, руководитель администрации губернатора и аппарата правительства Ульяновской области; член правящей партии «Единая Россия». Во время президентских выборов 2 марта 2008 г. возглавлял региональный предвыборный штаб кандидата в президенты Дмитрия Медведева.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow