СюжетыПолитика

Третьему — не дано?

Попытка либерализации законодательства о некоммерческих организациях провалилась

Этот материал вышел в номере № 69 от 1 июля 2009 г.
Читать
На прошлой неделе Дума одобрила в первом чтении поправки к закону о некоммерческих организациях (НКО) — но не самые радикальные. Приходится констатировать: реформа, призванная ослабить административное давление на «третий сектор»,...

На прошлой неделе Дума одобрила в первом чтении поправки к закону о некоммерческих организациях (НКО) — но не самые радикальные. Приходится констатировать: реформа, призванная ослабить административное давление на «третий сектор», закончилась победой бюрократов и поражением НКО.

Вокруг поправок к закону об НКО в последние месяцы развернулась ожесточенная политическая борьба. Напомним, в апреле президент Дмитрий Медведев публично заявил, что законодательство о некоммерческих организациях «не является идеальным» и «какие-то изменения в нем возможны, а какие-то даже и необходимы», поэтому следует «посмотреть критическим взором на практику применения этого законодательства». Президент также поделился наблюдением: «У значительной части чиновников возникло ощущение, что любые неправительственные организации — это враги государства, с которыми нужно бороться, чтобы через них не просочилась какая-нибудь зараза, которая подорвет устои нашего строя».

В мае президент Медведев, выполняя обещание «посмотреть критическим взором», создал из чиновников и представителей гражданского общества рабочую группу, которой поручил «гармонизировать» законодательство об НКО. Группа быстро раскололась, поскольку половина ее членов («государственники») исходила из того, что закон трогать не надо, хоть он и неоправданно суров, а вторая половина («общественники») считала, что его следует радикально переписать, создав благоприятную среду обитания НКО.

В конце прошлой недели стало ясно, что в противостоянии победила партия «государственников», считающих, что НКО «подрывает устои». Напирая на то, что на переписывание закона президент дал всего три недели, «государственники» сразу призвали «общественников» отказаться от обсуждения наиболее радикальных изменений, поскольку для согласования между министерствами якобы нужно много времени. «Общественники», чтобы не подводить президента, с отсрочкой согласились, оговорив, что «громоздкие» поправки будут добавлены в текст ко второму чтению.

Президент получил «усеченный» текст, который внес в Думу за неделю до дедлайна. А потом начались странности. Заседание рабочей группы 8 июня Владислав Сурков отменил без объяснения причин. А 26 июня, в день принятия в первом чтении «усеченного» пакета, «государственники» наотрез отказались обсуждать «громоздкие» поправки. Причин нашлось несколько: а) новый закон, оказывается, вступит в силу 1 августа 2009 года (это означает, что проект на днях примут разом во втором и третьем чтениях); б) заметно исправлять текст, одобренный Думой всего неделю назад, «политически неприемлемо»; в) со старым законом у государства и так «проблем нет».

Вопрос, удастся ли вообще переписать репрессивное законодательство, пока остается без ответа. Пока Дума предусмотрела кое-какие послабления для НКО с годовым оборотом менее 3 млн рублей (среди организаций «третьего сектора» их примерно 80%), упростив порядок подачи ими отчетности. Правда, если среди учредителей такой НКО окажутся апатриды или иностранные граждане и организации либо выяснится, что НКО получало деньги из-за рубежа, то организация должна отчитываться в полном объеме. Административная нагрузка на «большие», с оборотом больше 3 миллионов, НКО и организации с иностранным участием останется прежней или даже увеличится, поскольку на них сфокусируют свое внимание чиновники, избавившиеся от «малых» НКО.

Поправки также предусматривают сокращение срока регистрации НКО с 30 до 14 рабочих дней. Революционной эту новеллу назвать нельзя. Во-первых, хотя срок регистрации некоммерческих организаций сократился, коммерческую организацию можно зарегистрировать всего за 5 дней. Во-вторых, об изменении закона об общественных объединениях, который предусматривает 35-дневный срок их регистрации, президент не позаботился. И поскольку общественные объединения — одна из самых распространенных форм существования НКО (их около 75 000), то многих НКО благодать не коснется.

Еще одно нововведение гласит, что ревизоры не смогут требовать у НКО во время проверок сведения, которые они могут получить иначе (например, в налоговой службе, органах статистики или кредитных организациях). Теоретически это может сэкономить НКО массу времени. Однако ревизоры сохранили право проверять соответствие деятельности НКО законодательству вообще. Это туманное правило порождает произвол. Резоннее было бы дать Минюсту право инспектировать выполнение некоммерческими организациями закона об НКО, а проверку остальных сфер доверить профессионалам, например пожарным, санитарным врачам или борцам с экстремизмом.

Отказать в регистрации отделения иностранной НКО отныне нельзя, если чиновнику покажется, будто она представляет собой угрозу «национальному единству и самобытности» или «культурному наследию» нашей страны. Однако в этой норме остались упоминания об угрозе «суверенитету», «национальной целостности» и «национальным интересам». По-видимому, администрация президента, настоявшая на сохранении этой статьи, пусть и в сокращенном виде, по-прежнему опасается проникновения в страну «оранжевой заразы».

Другое нововведение гласит: если окажется, что документы, поданные НКО, оформлены в «ненадлежащем порядке» (в законе этот пассаж не разъясняется), то ей не откажут в регистрации сразу, как сейчас, а заморозят процедуру до тех пор, пока НКО не перепишет бумаги (это позволит НКО избежать потери времени и повторной уплаты госпошлины — 2000 рублей). Но если НКО не исправит ошибки в срок, ее не зарегистрируют. Это скорее положительное нововведение.

НКО теперь будут проверять не ежегодно, а один раз в 3 года (внеплановые проверки, впрочем, чиновники могут устраивать хоть ежемесячно). Кроме того, президентский законопроект обязывает НКО ежегодно публиковать отчет о деятельности в интернете или в печатных СМИ — однако не вместо официальной отчетности, а наряду с ней. Отметим, что громоздкая, не всегда понятная самим сотрудникам Минюста официальная отчетность за последний год не слишком изменилась — как и положение НКО в принципе.

В мае 2008 года президент Медведев лишил Росрегистрацию, известную патологическим недоверием к «третьему сектору», контроля над НКО и передал ее полномочия Министерству юстиции. Этот шаг внушил НКО надежду на «оттепель». Напрасно: уже в июне премьер Путин вычеркнул из списка международных и иностранных организаций, гранты которых не облагаются в России налогами, 89 из 101 структуры. Подобная недружественная среда вынудила иностранцев искать другие географические точки приложения филантропических усилий. Спокойствия НКО не добавило и изменение в июле 2008 года порядка аренды государственных и муниципальных помещений. С тех пор НКО вынуждены конкурировать за недвижимость с коммерсантами, и множество организаций «третьего сектора» уже лишились своих офисов.

Подытожим: в 2008 году положение отечественного «третьего сектора» из-за несогласованности государственной политики не только не улучшилось, но и ухудшилось. События же последних дней вовсе не оставляют надежды на либерализацию законодательства об НКО, которое вызывает множество справедливых упреков.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow