СюжетыОбщество

Серый маргинал

Тысячу дней в должности шефа ГУВД Самарской области провел Александр Реймер

Этот материал вышел в номере № 69 от 1 июля 2009 г.
Читать
Александр Реймер руководит Самарским ГУВД с весны 2006 года. Как известно, смена прежнего главы ГУВД Владимира Глухова на оренбургского милиционера мотивировалась желанием разорвать порочный круг коррупционных связей между милицейским...

Александр Реймер руководит Самарским ГУВД с весны 2006 года. Как известно, смена прежнего главы ГУВД Владимира Глухова на оренбургского милиционера мотивировалась желанием разорвать порочный круг коррупционных связей между милицейским начальством и правительством области. Кстати пришелся и популярный уже лозунг об укреплении вертикали власти: глава федерального ведомства на своей территории должен быть независим от местной власти. А подчиняться — только федеральному центру.

От Реймера ждали перемен в лучшую сторону. Этому не помешала даже вброшенная в интернет аккурат с его приходом информация о якобы имевшихся связях оренбуржца с наркомафией и попытками установить контроль над нефтянкой. Но сейчас, по прошествии трех лет в должности, уже можно делать серьезные выводы о работе шефа ГУВД.

Похоже, вместо того чтобы заняться усиленной работой с личным составом, борьбой с коррупцией, Александр Александрович предпочел наблюдать, как его подчиненные берут под контроль наиболее привлекательные бизнесы: левая нефть из трубопроводов, торговля крадеными мобильными телефонами и нелицензионной кинопродукцией. Громкие милицейские «спец-операции» на «Птичке» (Птичий рынок на ул. Ново-Вокзальной) и «Книжке» (книжный рынок на ул. Антонова-Овсеенко) привели к следующим результатам: краденые телефоны продаются там же, где и продавались; книжный рынок закрыт, распался на множество торговых точек по всему городу, которые теперь еще труднее ликвидировать, чем до вмешательства милиции.

Куда успешнее проходила борьба с контрафактным программным обеспечением в редакциях СМИ, особенно в период выборов. Вообще участие подчиненных Реймера в «обеспечении» разного рода выборных кампаний заслуживает особого внимания. Арсенал давления на кандидатов и партии, противостоящие «Единой России», более или менее одинаков везде: это обыски в типографиях, печатающих агитпродукцию официально допущенных к выборам политических сил; аресты тиражей той же продукции в целях «борьбы с экстремизмом»; демонстративная и скрытая слежка за кандидатами, штабами и агитаторами; участие в недопуске на избирательные участки наблюдателей от оппонентов «Единой России»… Но вот рвение, с которым руководители ГУВД в различных регионах отрабатывали этот «социальный заказ», могло сильно отличаться. Александр Реймер, видимо, воспринимал именно эту деятельность ГУВД как профильную, потому как только в зачистке политического пространства губернии были достигнуты за время его руководства ощутимые, хотя и зачастую скандальные успехи.

Мы подробно освещали «дело о контрафакте» в самарской редакции «Новой газеты». Не менее громким стал случай, когда подчиненные Реймера пытались изъять перед выборами в Госдуму осенью 2007 года агитационную продукцию у депутата от «Справедливой России» Родионова, а затем добились возбуждения в отношении него уголовного дела якобы за нанесение телесных повреждений сотрудникам милиции. А несколько месяцев назад, во время выборов в городские думы Тольятти и Новокуйбышевска, сотрудники ГУВД заранее вызывали местных политтехнологов, потенциально способных работать на конкурентов партии власти, на профилактические беседы. Чем практически полностью нейтрализовали возможного врага.

В последние недели апреля стали достоянием гласности методы милицейской работы с оппозиционером Дмитрием Лобойко, имевшим неосторожность создать в интернете сайт, освещающий областные новости с позиций, не во всем совпадающих с официальными. Домой к «экстремисту» являлись сотрудники ДПС и прозрачно намекали на возможность автомобильной аварии с его участием. Приходил участковый и сотрудники РОВД: можем внезапно найти наркотики…

А вот успехи ГУВД в области охраны правопорядка и безопасности граждан уже не столь очевидны. За последний год Самарская область стала ареной громких заказных убийств и покушений: убийство бывшего мэра Тольятти Сергея Жилкина, убийство вице-спикера Самарской губернской думы Анатолия Степанова, покушение на убийство председателя облсуда Любови Дроздовой, покушение на убийство заместителя руководителя УФНС России по Самарской области Аркадия Дегтева. Ни одно из этих преступлений не было раскрыто милицией по горячим следам.

В то же время при Реймере самарская милиция успела засветиться в нескольких скандалах, связанных с незаконным возбуждением уголовных дел, пытками подозреваемых и свидетелей, служебным подлогом… Достаточно вспомнить два самых громких случая: в конце 2008 года по обвинению в убийстве был задержан и помещен в изолятор парапланерист Игорь Казаков. И даже несмотря на отсутствие убитого в деле об умышленном убийстве и на наличие алиби у подозреваемого, его продержали в ИВС несколько месяцев. Пытали, пытаясь добиться чистосердечного признания. Только после третьего вмешательства прокуратуры Казакова освободили.

Почти год длилась еще более дикая история — с инвалидом-колясочником Сергеем Глушковым, в отношении которого возбуждено дело о незаконной предпринимательской деятельности. Человека с парализованными руками и ногами пытались вывозить на допросы в РОВД. От его матери следователь Самарского РОВД в течение нескольких часов требовал подписать протокол допроса с фразой: «Я знала, что мой сын занимается незаконной деятельностью». Они выстояли, героическая мать и ее сын-инвалид, дело закрыли. Разумеется, никто из подчиненных господина Реймера не понес наказания.

Обостренный интерес, возникший к российской милиции после дела Евсюкова, вовсе не обозначает, что раньше в многочисленных федеральных и региональных органах внутренних дел все было гладко. Но даже на этом фоне Самарская область, пожалуй, выбивается из общего ряда — и не в лучшую сторону.

Заголовки ленты местных новостей: «Милиционеры снабжали граждан героином и марихуаной» (март 2008-го), «В Самаре двух милиционеров задержали за взятку, полученную от наркоторговца» (май 2008-го), «Милиционера осудили за избиение человека» (ноябрь 2007-го), «Самарских милиционеров будут судить за взятку» (декабрь 2008-го). Даже по весьма неполным данным управления собственной безопасности самарской милиции, за 2008 год в УСБ поступило более 800 жалоб на сотрудников милиции (тут же УСБ сообщает, что «только 250 из них имели основания для проведения служебных проверок». Надо полагать, что, с точки зрения милиции, 70% сограждан, обращающихся с жалобами на сотрудников ГУВД, — обычные кляузники).

Еще два случая. 2 мая сотрудник самарской милиции, сержант Аткин, покинув дежурство, приехал на дачу к теще, где попытался застрелить из служебного пистолета жену и сына, а затем застрелился сам. За день до этого, 1 мая, в пять часов утра другой подчиненный Реймера, прапорщик Пахомов, поссорившись у ночного киоска с жителем села Красноармейское, решил разобраться с противником по понятиям — догнал его в подъезде, но был убит из собственного табельного пистолета. Кстати, суд, в ходе которого убийца не отрицал своей вины, избрал меру пресечения до окончания следствия в виде подписки о невыезде.

Вопросы о проверке сотрудников ГУВД на психическую адекватность и требование о регулировании оборота служебного оружия, обращенные к господину Реймеру самарскими журналистами после этих инцидентов, остались висеть в воздухе.

Что же получается: стрельба майора Евсюкова в супермаркете привела к отставке главы ГУВД по Москве Владимира Пронина. Но, видимо, федеральное руководство МВД замечает только то, что не заметить уже невозможно. А личные качества офицера Реймера позволяют ему считать, что он как руководитель не несет ответственности за тот бардак, который воцарился в самарской милиции. Что же в таком случае должно стать последней каплей?

Из официальной биографии

Александр Реймер родился в 1958 году в селе Старицкое Беляевского района Оренбургской области. С 1974 по 1975 годы работал слесарем. В 1975 — 1979 годах учился в Омской высшей школе милиции МВД СССР. В 1979-м начал работать инспектором уголовного розыска ОВД Новотроицкого горисполкома Оренбургской области. В 1989 — 1993 годах был начальником отдела внутренних дел Гайского горрайисполкома Оренбургской области. С 1993 по 2001 годы возглавлял Управление внутренних дел Орска Оренбургской области. В 2001 году работал первым заместителем начальника УВД Оренбургской области. В 2004 году указом президента РФ назначен на должность начальника Управления внутренних дел Оренбургской области. В 2006 году переведен на должность начальника ГУВД по Самарской области.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow