СюжетыСпорт

Летний чемпионат по сосулькам

В межсезонье в хоккейном мире прошли революционные изменения. Их пережили не все

Этот материал вышел в номере № 69 от 1 июля 2009 г.
Читать
Не прошло и двух месяцев после победы российской сборной на чемпионате мира в Швейцарии, еще не утихли восторги по поводу «самого русского» заокеанского сезона, а мы уже пребываем если не в ином, то в сильно изменившемся хоккейном...

Не прошло и двух месяцев после победы российской сборной на чемпионате мира в Швейцарии, еще не утихли восторги по поводу «самого русского» заокеанского сезона, а мы уже пребываем если не в ином, то в сильно изменившемся хоккейном пространстве.

В предолимпийское межсезонье всегда много новостей, но кардинальных перемен оно заведомо не предполагает. Не так сейчас: перемены оказались существенные, где-то даже сходные с катаклизмом. То, что Россия снова оказалась катализатором революционных процессов, неудивительно — такое новое хоккейное начальство в лице Континентальной хоккейной лиги выбрало вектор: идем по пути НХЛ, но спуску ей не даем, подтягиваем до себя хоккейную Европу, но при случае отправляем ее в рифму.

Наша резво стартовавшая КХЛ довела копирование североамериканской лиги почти до абсолюта: разделила по географическому принципу (и согласно принципам необходимой экономии) все команды на Западную и Восточную конференции, лидеры которых могут встретиться только в финале, и отменила вручение серебряных и бронзовых медалей призерам Кубка Гагарина. По этой логике, стоило отменить и звание чемпиона России и уменьшить площадки до канадских размеров, но настолько далеко дело пока не зашло. Так что победителем открытого чемпионата России может теоретически стать, к примеру, рижское «Динамо» или «Барыс» из Астаны.

Опять же следуя лучшим заокеанским образцам, запускается в жизнь совместный проект КХЛ с Федерацией хоккея России — Молодежная хоккейная лига для хоккеистов с 17 лет до 21 года. С 4 сентября в непримиримых схватках будут сходиться «Подмосковные кметы» с «Балашихинскими копами», а «Стальные лисы» с «Нижнекамскими щуками». Это не шутка: копировать названия титульных клубов их молодежным аналогам запрещено (никаких «СКА-2» и фарм-клубов) — вот руководство и извращается как может.

Идея создания МХЛ вполне здравая, можно сказать, жизненно необходимая: Континентальная лига в ее экспериментальном варианте первого сезона буквально выталкивала молодых игроков за океан. Вот и решили создать Молодежную лигу как самостоятельную структуру: пусть ребята ума-разума набираются здесь, а не в Америках.

Дело новое, и название придумать — не самое трудное. В Северной Америке с ее немыслимым количеством юниорских лиг подобные команды базируются в городах и городках, где нет большого хоккея. Для них свои «медведи» и «лисы» и есть настоящий большой хоккей, не случайно аудитория юниорских клубов превышает (и порой значительно) аудиторию ведущих российских команд. А наши «Сибирские песцы», «Фрезеровщики», «Чайки» или «Белые медведи» будут играть на тех же аренах Новосибирска, Череповца, Нижнего Новгорода, Челябинска и прочих городов КХЛ, что сильно меняет дело.

Как будут в МХЛ разбираться с призывным возрастом основного контингента, вообще неизвестно. Вряд ли получится возвратить из-за океана уехавших туда потенциальных звезд. Шумно разрекламированный российский драфт юниоров хоккейный мир не заметил — все ждали другого драфта, заокеанского, на котором сильнейшего молодого защитника российского хоккея Дмитрия Куликова «Флорида» «зафрахтовала» под 14-м номером, и он был вполне счастлив.

В числе других знаковых новостей особняком стоит разорение «Магниткой» и «Салаватом» столицы Соединенных Штатов Америки — предприимчивые уральцы увели из «Вашингтона» соответственно самого титулованного из действующих российских хоккеистов Сергея Федорова и менее титулованного, но не менее значимого для «Кэпитэлз» центрфорварда Виктора Козлова. Федорова «Магнитка» караулила два года, крепко взявшись за дело нынешним маем — перед тем, как трехкратный обладатель Кубка Стэнли и трехкратный чемпион мира стал неограниченно свободным агентом. «Вашингтон» предлагал 39-летнему Сергею Федорову продлить контракт за два миллиона долларов в год, но «Магнитка» предложила больше плюс подписала Федора Федорова, младшего брата суперзвезды. Что в конце концов и перевесило.

Со всеми этими переменами будем разбираться еще долго, все хорошее и плохое еще впереди. А вот с Лигой чемпионов за нас уже разобрались. История стоит того, чтобы о ней рассказать подробнее.

Главный европейский клубный турнир презентовали с большой помпой полтора года назад, когда завершался последний Кубок европейских чемпионов, четыре года подряд проводившийся в Питере. Президент Международной федерации хоккея (ИИХФ) Рене Фазель привлек к проекту организаторов футбольной Лиги чемпионов и на словах готов был бросить перчатку кому угодно.

Такую возможность давали свалившиеся на него деньги, по меркам хоккея немаленькие — десять миллионов евро. Какую часть этой суммы составили средства «Газпрома», доподлинно неизвестно, но из всего «серьезного пула инвесторов», кроме российской корпорации, никто больше не упоминался. Собственно, Лигу чемпионов фактически субсидировал «Газпром» с подачи его топ-менеджера Александра Медведева, в то же самое время энергично продвигавшего в России свой собственный проект — Континентальную хоккейную лигу.

Лига чемпионов была нужна КХЛ как телеге пятое колесо, но лояльность Международной федерации хоккея необходимо было чем-то обеспечить. Цели у двух международных проектов получались схожие — объединить лучшие клубные силы хоккейной Европы, так что они изначально были конкурентами. Но до поры до времени все соблюдали договоренности: Рене Фазель только слегка журил руководителей КХЛ за экспансионистские планы, а Александр Медведев не особенно возражал против расширения формата Лиги чемпионов.

Стартовали проекты практически одновременно — осенью 2008-го. К нежданной радости Фазеля, первыми в Лиге чемпионов финишировали «Цюрихские львы», все участники были довольны призовыми, директорат внакладе не остался, строились планы увеличения лиги до 30 клубов. Не сильно помешал европроект и нашей новой лиге — впрочем, режима наибольшего благоприятствования ни «Салавату», ни «Магнитке» не предоставлялось (этим отчасти и объясняется неожиданное поражение магнитогорцев в финале). Но уже к весне на фоне развивающегося экономического кризиса стало понятно, что пути-дорожки партнеров расходятся, а от былой показной идиллии не осталось и следа.

До поры до времени формулировки, исходящие от ИИХФ и свидетельствующие о неблагополучии, были туманными. В середине июня они обрели четкость: лига берет паузу на год в связи с экономическим кризисом и отказом инвесторов финансировать проект. В последующих разъяснениях к слову «отказ» добавилось слово «неожиданный».

Уже сверставшие календарь федерации взвыли, некоторые западные участники собрались даже подавать на ИИХФ в суд. Наши клубы в лице главного неудачника внутреннего сезона «Салавата Юлаева» и обладателя Кубка Гагарина «Ак Барса» ликвидации турнира тоже не обрадовались. Симметричный комментарий руководства КХЛ последовал незамедлительно: отказ «пула инвесторов» (читай: «Газпрома») неожиданным не являлся, да и был он не совсем отказом.

Сюжет вполне детективный. Финансового успеха первый розыгрыш Лиги чемпионов, мягко говоря, не имел. Рене Фазель, справедливо полагая, что с пролонгированием договора могут возникнуть проблемы, провел сепаратные переговоры с… Национальной хоккейной лигой. Заокеанские хоккейные боссы, как ни странно, пошли навстречу и согласились (злые языки утверждают, что именно этим было обусловлено принятие конгрессом ИИХФ дискриминационного по сути закона, который позволяет НХЛ безнаказанно пополнять свои ряды хоккеистами из Европы). Все вроде складывалось, но камнем преткновения стали два небольших условия североамериканской стороны: чисто европейский проект переходит под контроль НХЛ (с чего бы это?), а осуществляться будет при партнерстве с маркетинговой компанией Ovation.

По версии российской стороны, эта самая компания маркетинговую часть проекта просто-напросто завалила, что и послужило поводом разорвать контракт. При этом, по словам Александра Медведева, «пул инвесторов» готов был немедленно продолжить сотрудничество — но без Ovation. И даже не был против сотрудничества с НХЛ на равных условиях финансирования — но с «контролем» эмиссары из Нью-Йорка явно переборщили. Условия оказались взаимно невыполнимыми.

Изворотливый Фазель оказался между двух огней и предпочел технично устранить сам предмет спора. Сейчас Лига чемпионов, кроме несостоявшихся участников следующего розыгрыша, не нужна никому, даже неудавшемуся отцу-основателю. НХЛ заставила слегка повибрировать Европу и Россию (по-моему, другой цели у комиссара лиги Гэри Бэттмена и не было). У Александра Медведева гора упала с плеч (чужая лига с возу — своей легче). Российская хоккейная общественность, посожалев о спринтерском завершении проекта, не преминула напомнить, что в олимпийский сезон ослабление нагрузки хоккеистам не помешает. Да и с кем в Европе особенно соперничать, не жить же мечтой взять реванш у какого-то «Цюриха»?

Проект не виноват. Просто делали его не очень серьезные люди, которые, похоже, на долгую жизнь этой хоккейной Лиги чемпионов и не закладывались. «Газпром» роль фонового спонсора не устроила, причины обидеться у него были, повод приостановить контракт нашелся легко. Общими усилиями Лигу чемпионов и похоронили. Воскрешать ее Международная федерация собирается через год — не без помощи той же НХЛ и ради «обеспечения развития мирового хоккея». Но в альтруизм господина Бэттмена я верю слабо, а вот в его желание укрепиться на европейском рынке за чужой счет верится очень даже охотно.

Впрочем, у наших хоккейных революционеров и без того забот хватает.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow