СюжетыОбщество

Центральное затопление

Жители двух регионов России с тревогой ждут, когда власти третьего субъекта решат спустить на них Волгу

Этот материал вышел в номере № 71 от 6 июля 2009 г.
Читать
Дружба жителей Чувашии, Марий Эл и Нижегородской области так надежна, что дружащих водой не разольешь. Это при условии, что вода у плотины Чебоксарской ГЭС будет оставаться на отметке 63 метра. А если воду поднять до проектной отметки 68...

Дружба жителей Чувашии, Марий Эл и Нижегородской области так надежна, что дружащих водой не разольешь. Это при условии, что вода у плотины Чебоксарской ГЭС будет оставаться на отметке 63 метра. А если воду поднять до проектной отметки 68 метров, то дружащих станет на два региона меньше, и Чувашии, похоже, придется дружить самой с собой. Президент Чувашии Николай Федоров — за то, чтобы поднять воду в Волге, а президент Марий Эл Леонид Маркелов и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев — решительно против.

Возникшая еще при советской власти проблема уровня воды в Чебоксарском водохранилище может разрешиться в ближайшие месяцы: президент России Дмитрий Медведев поручил правительству завершить разработку документации строительства Чебоксарской ГЭС до проектной отметки. Ожидаемое решение центра одному региону обещает увеличение мощности ГЭС, а двум другим грозит, можно сказать, центральным затоплением.

Одно такое затопление уже случилось более четверти века назад на первом этапе строительства ГЭС. Тогда искусственное Чебоксарское море накрыло в Марийской Республике немало домов, лугов, полей, лесов и прочего народного бобра (бобры, так же, как и другое зверье, не вписались в возникшую среду, выжить в которой могли бы разве что морские волки). Ушли под воду покинутые жителями населенные пункты вместе с кладбищами и памятными местами. В ту пору население никто не спрашивал, как оно относится к грандиозным планам центра. И без того было ясно, что одобряет. Позже, в 90-е годы, когда регионы приобрели некоторые права, планы по завершению строительства гидроузла и наращиванию мощности ГЭС натолкнулись на твердую позицию руководителей затапливаемых субъектов Федерации. Полтора десятка лет назад автору этих строк доводилось объезжать предполагаемые места нового затопления и беседовать с первым президентом Марий Эл Владиславом Зотиным. Позиция главы тогда еще суверенной республики была непреклонной. «Ничего, кроме ущерба, новое поднятие воды нам не дает. — говорил он. — Нам как пострадавшей стороне не хотят даже отпускать электроэнергию по льготному тарифу».

В 90-е годы поднять воду не решились, а сейчас ситуация вроде бы похожа на ту, что была при советской власти: мнением жителей регионов и их руководителей центр опять может пренебречь. Однако проблема Волги настолько серьезна, что президент Дмитрий Медведев не стал излишне администрировать и наряду с Владимиром Путиным назначил ответственными за ее решение еще и руководителей трех регионов.

Президент Чувашии Николай Федоров высказывается по данной теме с большим оптимизмом. Он считает, что понимание центром необходимости поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище является важным достижением его, Федорова, последовательной политики. На прямой линии с журналистами и жителями республики он говорил о масштабности проекта: о создании 13 тысяч рабочих мест, привлечении тысячи единиц техники и более ста судов. При этом Федоров подчеркивает, что дело не только в дополнительной энергии ГЭС, а еще и в том, что нынешнее мелководье создает угрозу превращения акватории Чебоксарского водохранилища в своего рода биологический реактор. На затопленных территориях Волга заболотилась, в ней идут интенсивные процессы разрушения и гниения того, что оказалось под водой. В общем, искусственное море уже создало искусственные морские болезни. Николай Васильевич сообщил, что об этих проблемах они с Дмитрием Анатольевичем «много говорили, сидя на берегу Волги». Ну а поскольку у Волги два берега (причем один — крутой), то он не преминул добавить, что «потом было несколько встреч на эту тему и с председателем правительства Путиным».

«Я рад за наших соседей, что у них есть такой инвестиционный проект, но для нас он вреден и опасен», — приводит слова президента Марий Эл Леонида Маркелова информационное агентство Regnum.

По предварительным подсчетам, на территории республики будет подтоплено 55 тысяч гектаров леса, придется перенести около трех тысяч домостроений. «Вот представьте, — говорит Маркелов, — люди живут сотни лет на своей территории, где могилы предков, и вдруг им говорят: «Уезжайте куда хотите».

Президент Марий Эл считает, что регион получит одни убытки: «Мы не выигрываем ничего. В связи со строительством Чебоксарской ГЭС у нас электрическая энергия не стала дешевле, мы ее вообще не получаем…»

Обратите внимание, первый президент республики Зотин сетовал на то, что электроэнергия соседями отпускается, но без льгот, а третий президент Маркелов говорит уже о том, что Чебоксарская ГЭС вообще ничего Марийской Республике не дает. В общем, ток — переменный, головная боль у марийского руководства — постоянная.

Нижегородский губернатор Валерий Шанцев писал о недопустимости поднятия воды в Чебоксарском водохранилище до отметки 68 метров еще Сергею Иванову в ту пору, когда тот был вице-премьером и министром обороны, и Герману Грефу в бытность его министром экономического развития (у Шанцева есть некий альтернативный проект, связанный со строительством низконапорного гидроузла). А нижегородская епархия, тоже противница подъема воды, пыталась добиться поддержки еще у Алексия II. Епархия озабочена возможным подтоплением таких православных святынь, как Макарьевский монастырь и храм Александра Невского. И тут остается либо протестовать, либо покорно строить ковчег.

Еженедельник нижегородских предпринимателей «Биржа» замечает, что прирост мощности Чебоксарской ГЭС в случае подъема воды позволит дополнительно получать 1,5 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год. При этом данная цифра составляет лишь 0,1 процента энергомощностей России. Таков, дескать, выигрыш, а каков проигрыш?

Чем же закончится многолетний спор? Впрочем, он, кажется, даже не многолетний, а многовековой. По некоторым данным, спор о том, достаточно ли высок уровень воды в Волге, вели еще Стенька Разин с персидской княжной. К чему привели их разногласия, известно. Поэтому нынешнюю дискуссию желательно вести исключительно на суше.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow