СюжетыОбщество

Блиц-крик

Российские депутаты приняли на свой счет то, чего нет в резолюции ОБСЕ, и посчитали, что Сталина обижают незаслуженно

Этот материал вышел в номере № 71 от 6 июля 2009 г.
Читать
Парламентская ассамблея ОБСЕ на 18-й сессии в Вильнюсе приняла 28 резолюций на темы: от мирового экономического кризиса и энергетики до трудовой миграции и прав ребенка. Но только одна — «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав...

Парламентская ассамблея ОБСЕ на 18-й сессии в Вильнюсе приняла 28 резолюций на темы: от мирового экономического кризиса и энергетики до трудовой миграции и прав ребенка. Но только одна — «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в ХХ1 веке» — получила громкий резонанс.

Она приурочена к 20-й годовщине падения Берлинской стены и «железного занавеса». Третий пункт констатирующей части истолкован некоторыми комментаторами как попытка уравнять ответственность нацистской Германии и сталинского Советского Союза за развязывание Второй мировой войны. Правда, в документе нет упоминаний ни о самой войне, ни о роли государств в ее развязывании. Он — об искоренении тоталитарного сознания и о правах человека в современной Европе.

Третий пункт сформулирован так: «Отмечая, что в двадцатом веке европейские страны испытали на себе два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский, которые несли с собой геноцид, нарушение прав и свобод человека, военные преступления и преступления против человечества»…

Есть и еще и пункт 10:«Напоминая об инициативе Европейского парламента объявить 23 августа, т.е. день подписания 70 лет назад пакта «Риббентроп —Молотов», общеевропейским днем памяти жертв сталинизма и нацизма во имя сохранения памяти о жертвах массовых депортаций и казней».

В постановляющей части подтверждена позиция ОБСЕ, «отвергающая тоталитарное правление, в какой бы то ни было форме независимо от ее идеологической основы». Содержится призыв к государствам «Продолжать изучение тоталитарного наследия и повышать осведомленность о нем общественности», создавать учебные программы для молодых поколений «О тоталитарной истории, человеческом достоинстве, правах и основных свободах человека, плюрализме, демократии и терпимости».

Ассамблея вновь призвала все государства-участники открыть исторические и политические архивы. Она обеспокоена «Восхвалением тоталитарных режимов, включая проведение публичных демонстраций в ознаменование нацистского или сталинистского прошлого». В резолюции содержится «просьба» к правительствам и парламентам «Полностью избавиться от структур и моделей поведения, нацеленных на то, чтобы приукрасить тоталитарное правление».

То есть намеки на политическую практику РФ, конечно, есть, но не говорится, что это о России. Наши политики сами приняли это на свой счет.

Как сообщил «Новой газете» представитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Клаус Бергман, против резолюции проголосовали 8 из 213 присутствовавших членов ассамблеи. 4 воздержались.

Выступая на заключительном заседании, глава российской делегации в ПА ОБСЕ, заместитель председателя Комитета по международным делам Госдумы Александр Козловский назвал этот документ «Публичным оскорблением для всех русских», поставив таким образом знак равенства между сталинизмом и Россией. Ему «трудно будет убедить российскую общественность в целесообразности дальнейшего участия» ее парламентариев в работе ОБСЕ. В знак протеста он даже не стал баллотироваться в члены исполкома и вице-председатели ассамблеи ОБСЕ.

«Те, кто ставит на одну ступень нацизм и сталинизм, забыли, что именно сталинский Советский Союз понес самые большие жертвы и внес наибольший вклад в дело освобождения Европы от фашизма», — заявил он.

Испанец Хосе Антонио Тапиас сказал, что не собирался выступать, но взял слово, потому что документ родился в его комитете по правам человека. Он не ожидал, что осуждение тоталитаризма будет так болезненно воспринято и связано с вкладом советских народов в победу во Второй мировой войне.

«Мы, испанские демократы, гордимся тем, что первыми осудили тоталитарный режим Франко», — заявил он, подчеркнув, что резолюция не ставит знака равенства между сталинизмом и Россией, как и не приравнивает автоматически коммунизм к сталинизму.

Комментарий

Арсений Рогинский,председатель правления Международного мемориала:

— Важная и дельная резолюция. Она о том, что преступления прошлого надо не только помнить, но и изучать их, понимать, направлять все усилия на то, чтобы такие преступления не могли повториться. Вместо того чтобы протестовать, наши представители в международных органах должны были бы сами инициировать принятие такой резолюции. Потому что Россия пострадала от преступлений нацизма и сталинизма никак не меньше, чем любая другая европейская страна (даже больше, хотя меряться числом жертв — неправильно с самых разных точек зрения). Мы — часть Европы, и общее трагическое прошлое, его общее понимание должно нас сближать, а не разделять.

Конечно, нацизм и сталинизм — это во многом разноприродные явления, говорить об их тождественности, с точки зрения науки, — некорректно. Но резолюция ОБСЕ их и не приравнивает. Она говорит о том, что оба эти режима совершали чудовищные преступления. Вряд ли с этим можно спорить. Беда наша, что преступления сталинизма по сей день не получили в нашей стране полноценной юридической квалификации. Беда, что многие (особенно привластные историки-политологи) пытаются выстроить картину нашей отечественной истории, как цепь побед, и только побед. Беда в том, что этими победами (и прежде всего Великой победой 1945 года) подчас пытаются — вопреки всякому здравому смыслу — оправдать преступления, предшествующие и последующие. То, что в мире многие отождествляют нынешнюю Россию с Советским Союзом и возлагают на нее ответственность за злодеяния прошлого, происходит потому, что Россия в полной мере не осудила преступления сталинизма.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow