СюжетыОбщество

О чем писала Наталья Эстемирова в «Новой газете»

Этот материал вышел в номере № 77 от 20 июля 2009 г.
Читать
Правозащитница Наталья Эстемирова была и нашим корреспондентом. По образованию — историк, преподавала в школе. Работала в «Грозненском рабочем», «Голосе чеченского общества» и других республиканских изданиях, пока не пришла в «Новую газету». Когда в Грозном открылось отделение общества «Мемориал», сосредоточилась на правозащитной деятельности. Времени для журналистики оставалось все меньше, но она по-прежнему публиковалась в «Новой». В последнее время, по соображениям безопасности, некоторые статьи Натальи мы подписывали псевдонимом. Перед вами фрагменты ее публикаций.

03.12.2007 «Кадет будет сидеть» О приговоре, вынесенном бывшему ханты-мансийскому омоновцу Сергею Лапину, который пытал жителей Чечни.

«Есть люди, которые еще надеются на правосудие. На каждое судебное заседание приходил Алавди Садыков. Бывший школьный учитель прикрывает седыми волосами то место, где было левое ухо. Ухо ему отрезали земляки Лапина и еще несколько месяцев потом издевались над беззащитным человеком. Алавди называет их и по именам, и по фамилиям, и по кличкам, но найти преступников до сих пор не удается».

22.09.2008 «Дети не оставили следов» Об открытии в Грозном нового, сверхсовременного здания мэрии. Мэрия была выстроена из ценных пород камня и разместилась на месте бывшего дома детского творчества. До того, чтобы восстановить детское учреждение, у властей Грозного руки не дошли.

«Чеченские чиновники и их интересы оказались гораздо важнее. А детям пообещали построить что-нибудь потом. Даже, кажется, участок определили. Где-то на окраине Грозного».

20.10.2008 «Веселится и ликует весь Рамзан» О торжествах, прошедших в Чечне по случаю дня рождения Путина, на фоне разрушительного землетрясения.

«С необычайной помпезностью открыли новую мечеть (только на освещение затрачена астрономическая сумма) и правительственный комплекс. Комплекс построен на месте бывшего парка культуры и отдыха горожан. Во время боевых действий здесь хоронили погибших людей, а весной 2006 года тела эксгумировали и закопали на окраине города, так и не опознав».

20.10.2008 «Взяли из детдома» О похищении жителя Грозного Муслима Уцаева.

«В четверг к детдому подъехали три легковые машины, из которых вышли двенадцать вооруженных кадыровцев. Вместе с ними был парень, лицо которого закрывал капюшон. От Муслима потребовали опознать этого человека. Муслим ответил, что, возможно, где-то его и видел, но кто такой — не знает. Тогда Муслиму приказали сесть в машину и увезли в неизвестном направлении. Воспитатели детского дома не смогли запомнить номера машин, на которых приехали кадыровцы, потому что детский дом оцепили и никого не выпускали».

06.11.2008 «После брани» О том, как майор Игорь Матвеев был осужден по «редкой» статье 336 ч. 2 УК РФ — «Оскорбление военнослужащего». До того как попасть под суд за перебранку с сослуживцем, Матвеев раскрыл механизм расхищения денег.

«Честно говоря, майору Матвееву нужно радоваться, что за такие дела ему впаяли всего лишь «оскорбление военнослужащего». А ведь мог бы получить и пулю».

15.12.2008 «Расстрельная осень» О многочисленных таинственных убийствах жителей Чечни, произошедших в конце ноября 2008 года.

«В случае с Лечей Талхадовым охоту на его убийц возглавил начальник Территориального отдела милиции Хусейн Магомадов, известный всей республике своим позывным Иран. Магомадов — боец отряда «Горец», перешедший на сторону Кадырова во время конфликта последнего с Мовлади Байсаровым. После убийства Байсарова Иран сохранил и оружие, и хорошее место, и милость Рамзана».

«Доставили в здание Территориального отделения милиции Грозненского района. К Ирану. Залина запомнила кабинет со странным длинным голым столом. Туда завели братьев Илаевых. Женщин — в соседнюю комнату. Они слышали страшные крики, Залина узнала голоса братьев. Зарине стало плохо. Их отпустили домой. Живым вернулся и семнадцатилетний Имам, все тело — сплошной синяк».

«В конце ноября в селе Радужном Грозненского района начал действовать вербовщик Лом-Али Арсанукаев. Есть оперативные данные, позволяющие говорить о связи Арсанукаева с начальником ТОМ Грозненского района Ираном и его родственником Рамзаном Грозным.

Арсанукаеву удалось завербовать в боевики двух жителей села Радужное — молодых парней Ильяса Абдурахманова и Ибрагима Пайзулаева, а также жителя поселка Долинский Анзора Салгириева. Уход в лес был назначен на 28 ноября. Молодые люди по команде Арсанукаева приехали в Грозный. Арсанукаев посадил их в свою машину и отвез на окраину города. Потом он вышел из машины, приказав парням ждать.

Несостоявшиеся боевики ждали Арсанукаева очень долго и наконец решили вернуться домой. Но на ближайшем милицейском посту около села Пролетарское по машине был открыт огонь. Анзор Салгириев и Ибрагим Пайзулаев погибли, Ильясу Абдурахманову удалось бежать. Он пришел домой. А утром, поддавшись уговорам матери, пошел с повинной к начальнику ТОМ Грозненского района Ирану. Иран заявил, что должен доставить Ильяса Абдурахманова к командиру нефтеполка Шарипу Демельханову, так как Ильяс подозревается в причастности к убийству Лечи Талхадова. После этого Ильяс исчез. Мать не может добиться никакой информации о его судьбе.

Зато на ленте «Грозинформ» появилось сообщение об «активных членах» бандитского подполья, «оказавших вооруженное сопротивление и уничтоженных ответным огнем во время оперативно-разыскных мероприятий».

«Активные члены» — это Анзор, Ибрагим и сгинувший без вести Ильяс.

Ильясу, кстати, было всего 18 лет. Два года назад умер его отец, и Ильяс, по сути, был кормильцем семьи. У матери Ильяса осталось еще шестеро детей…»

О серийных убийствах женщин «легкого поведения»

«В результате сексуальных оргий заразился ВИЧ-инфекцией один из кадыровских командиров. Он заразил также и двух своих жен. В подобной ситуации инфицированный составляет для врачей список своих половых партнеров. Видимо, и тут был составлен список. Только в Чечне он оказался еще и расстрельным».

14.01.2009 «Чечня: война поколений» О том, как формируется новое подполье, и о том, как руководство Чечни пытается этому противостоять.

«Впервые принцип коллективного наказания был применен в мае 2007 года. В МВД Чечни вызвали около 100 родителей боевиков. Вице-премьер Чечни Адам Делимханов заявил, что никому из ушедших в лес прощения не будет. «Им будут головы резать». Делимханов заявил, что полная ответственность за действия детей лежит на их семьях. Понесут наказание и соседи, которые «наверняка знали, но не сообщили куда следует».

«Центорой (или Хоси-Юрт) — родовое село Кадыровых. Оно плавно перетекает в Аллерой — родовое село Масхадовых. Эти два села считаются вотчиной Кадырова, они совершенно закрыты и представляют собой государство в государстве. Въехать и выехать из села можно, только предъявив документы, удостоверяющие личность. Остальные чеченцы могут попасть в эту зону, только если их пригласил кто-то из жителей Центороя или Аллероя. Пригласивший обязательно должен встретить своих гостей на КПП и потом проводить обратно.

По имеющимся у правозащитников сведениям, из села Центорой и Аллерой молодежь регулярно уходит в лес. Только за одну неделю из Аллероя ушли 4 человека. Среди них — троюродные брат и сестра Рамзана Кадырова. Дома их родителей были сожжены».

21.01.2009 «Тысячи палачей гуляют на свободе» Об убийстве Станислава Маркелова.

«В первый раз он приехал в Грозный вместе с Анной Политковской как адвокат жителя Грозного Астемира Мурдалова. Его сына Зелимхана в 2001 году забрали во временный отдел милиции Октябрьского района Грозного, где работали милиционеры из Ханты-Мансийского округа, жестоко избили, после этого он исчез. До суда дело дошло только в конце 2003 года благодаря огромным усилиям и таланту прежде всего Ани Политковской, но следователь сделал все для того, чтобы дело рассыпалось в суде. Перед судом предстал всего лишь один из преступников — Сергей Лапин. Закончился процесс только в марте 2005 года. То, что он все-таки получил свой срок, — заслуга Станислава Маркелова. Судья больше года не решался даже объявить о взятии Лапина под стражу, прокурор временами выступал как адвокат Лапина. Только благодаря таланту, настойчивости и бесстрашию адвоката Лапин был осужден.

Это редчайший случай, когда палач получил реальный тюремный срок за совершенное преступление в Чечне, куда был командирован для наведения конституционного порядка. Тысячи палачей, убивавших и калечивших людей от имени государства, гуляют на свободе».

«Убийство Маркелова — это объявление войны. Теперь вопрос — на чьей стороне государство?»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow