СюжетыОбщество

Юрий Трушин: Это не черная дыра, а выгодный бизнес

Председатель правления Россельхозбанка — о том, как агропромышленный комплекс переживает кризис

Этот материал вышел в номере № 81 от 29 июля 2009 г.
Читать
В России, где земли сельскохозяйственного назначения составляют 23,6% территории страны, земельный вопрос всегда был краеугольным для развития отечественной экономики. И надо сказать, что сельское хозяйство, несмотря на кризис, пока не...

В России, где земли сельскохозяйственного назначения составляют 23,6% территории страны, земельный вопрос всегда был краеугольным для развития отечественной экономики. И надо сказать, что сельское хозяйство, несмотря на кризис, пока не демонстрирует провальных тенденций, как это было в девяностых. Наоборот, в июне 2009 года объем продукции всех сельхозпроизводителей составил 151,1 млрд рублей, а в первом полугодии — 669,8 млрд рублей. О том, какую роль в этих результатах играет кредитование и что готово сделать государство для поддержки отрасли, в интервью «Новой» рассказал председатель правления Россельхозбанка Юрий Трушин.

Юрий Владимирович, как Россельхозбанк работает в условиях кризиса? Пришлось ли сокращать кредитные программы, заметно ужесточать требования для заемщиков?

— Никаких специальных ужесточений для заемщиков мы не предпринимаем, у нас действуют стандартные условия кредитования, которые в период кризиса могут восприниматься как повышенные требования. Более того, даже делаем некоторые послабления в отношении обеспечения. В банке стали оперативнее рассматривать вопросы по пролонгации и реструктуризации кредитов. По коротким кредитам предоставляем пролонгацию до шести месяцев, и они субсидируются государством. Реструктуризации подлежат долгосрочные кредиты, срок их погашения продлевается до 3 лет.

Что касается результатов нашей работы, то за первое полугодие кредитный портфель Россельхозбанка вырос на 20%. А по поручению правительства должны были увеличивать портфель на 2% в месяц. То есть банк в полтора раза перевыполнил поставленные задачи. Кризис не должен привести к снижению объемов производства сельхозпродукции или ухудшению качества жизни на селе. Поэтому Россельхозбанк в нынешних непростых условиях предпринял комплекс мер, направленных на сохранение позитивной динамики роста объемов кредитной поддержки агропромышленного комплекса и сельского населения.

Россельхозбанк не сокращает кредитные программы, не отказывается от новых проектов. Мы принципиально не стали пересматривать условия действующих договоров в части увеличения процентных ставок.

И как результат — сегодня Россельхозбанк предоставляет предприятиям АПК более половины кредитов, выдаваемых всей банковской системой страны.

В октябре 2008 года государство выдало Россельхозбанку субординированный кредит на 25 млрд рублей, в феврале текущего года также был увеличен уставный капитал на 45 млрд рублей. Дошли ли эти деньги до села?

— В течение 30 дней все 25 млрд рублей были доведены до сельхозпроизводителей. После этого выдано кредитов еще в 10 раз больше. Достаточно сказать, что в июне АПК было выдано кредитов более чем на 23 млрд рублей, т.е. в среднем за неделю почти 6 млрд. 40 млрд из 45 млрд рублей, что было получено на увеличение уставного капитала, направлено на регулирование рынка зерна. А в целом с января по июль 2009 года банк направил в реальный сектор экономики более 200 млрд рублей кредитных ресурсов. Только на подготовку и проведение сезонных весенне-полевых работ банк с начала года выдал аграриям кредитов на 71 млрд рублей. Всего же с начала кредитования сезонных полевых работ под урожай 2009 года сельхозтоваропроизводители получили кредитных средств на сумму 100 млрд рублей.

Банк продолжает оказывать активную кредитную поддержку малым формам хозяйствования в АПК. Так, крестьянским (фермерским) хозяйствам было предоставлено свыше 3 тысяч кредитов на сумму 7,5 млрд рублей. С гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, заключено более 53 тыс. кредитных договоров на общую сумму 9,1 млрд рублей. Сельскохозяйственным потребительским кооперативам выдано 2,3 млрд рублей.

Возможно ли банкротство крупнейших агропромышленных холдингов, владеющих тысячами гектаров земли?

— Дело в том, что крупные агропромышленные холдинги обслуживаются во многих банках. Как правило, возникающие неплатежи ведут за собой потерю собственности. Думаю, никто сейчас не ожидает банкротства ни одного крупного предприятия.

Готов ли банк, следуя неоднократным предложениям президента и премьера, прорабатывать вопрос снижения ставок по кредитам?

— Когда ставки стали превышать 20%, Россельхозбанк поставил жесткую планку — максимум 18 — 19% по предприятиям, не входящим в АПК. На днях снижаем процентную ставку до 17%. А так продолжали кредитовать за 16% фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства. Образовательные кредиты Россельхозбанка оставались на уровне 13%.

В каких сегментах, на ваш взгляд, ожидается рост спроса на кредитные ресурсы?

— В общем-то обычные сезонные колебания спроса на кредиты не претерпят существенных изменений. Предприятия, занимающиеся производством зерна, конечно, весной берут кредит на посев, сейчас на уборку. Перерабатывающие предприятия, наоборот, кредитуются в период заготовки. Спрос на кредиты со стороны структур, имеющих животноводческие комплексы, более или менее равномерен по всему году.

Юрий Владимирович, Россельхозбанк стал участником реализации правительственных мер по поддержке отечественной автомобильной промышленности. Зачем это надо Россельхозбанку? Ведь, наверное, это не ваш бизнес?

— Да, это новая программа. В этом вопросе трудно дать четкое разделение: наш это бизнес или не наш. Если отечественный автопром умрет, то от этого потеряют все. И, пожалуй, жители сельской местности в первую очередь. Именно там — в селах и небольших городах — автомобили российского производства наиболее популярны. Там редко увидишь иномарку.

Мы и раньше всегда кредитовали покупку автомобильного транспорта крестьянами. Сельские жители являются основными потребителями машин типа «Жигули», «Волга», «Газель». Россельхозбанк продолжает выдавать кредиты на приобретение произведенных в стране автомобилей. Причем сейчас по данной программе банк кредитует не только крестьян, но и городских жителей.

Насколько, на ваш взгляд, будет успешной программа по автокредитованию с учетом государственной поддержки?

— Я не могу говорить в целом за программу. Но в кризис есть две крайности. Первая — нет денег, вторая — куда вложить деньги. Крупные приобретения в период кризиса, как правило, бывают хорошим вложением денег. Ведь инфляционная составляющая всегда «слизывает» деньги. Тем более если приобретение льготное, то это очень неплохо.

Кстати, о проблеме невозврата кредитов, существовавшей всегда. Насколько она волнует вас сегодня?

— Вообще, процент просрочки у нас всегда был на низком уровне. 2008 год банк закончил с просрочкой в 1,9%, сейчас она составляет 2,4%, что в полтора-два раза ниже показателей среднего уровня просрочек в целом по стране. У нас есть одно неоспоримое преимущество. Мы уверены в том, что продукцию сельского хозяйства, которую производят с помощью наших кредитов, обязательно доведут до прилавка магазина и за нее заплатят. А стало быть, будут средства для возврата кредитов.

Меняется структура потребления пищи, но отечественное производство, которое мы в основном и кредитуем, пользовалось и будет пользоваться спросом. Де-факто вся продукция при оптимальном построении рынка должна быть куплена. Наша задача сегодня — поддержать предприятия, которые обслуживаются в банке, чтобы они остались на плаву, производили продукцию, и помочь им ее реализовать. В этом направлении банк начал программу по кредитованию и поддержке торговли, снабженческо-сбытовых и складских организаций.

К сожалению, прогнозы ряда экспертов говорят о высокой вероятности сохранения негативной динамики неплатежей. И мы к этому готовимся. С целью снижения доли просроченной задолженности индивидуально работаем с каждым клиентом, допустившим просрочку, и в случае объективного ее возникновения находим возможность реструктуризации кредита.

Какие схемы возврата задолженности используются Россельхозбанком?

— Все, какие наработаны практикой. Во-первых, это все залоговое имущество. Во-вторых, гарантии, страховки. Акции у нас являются дополнительным обеспечением.

В советские годы, когда вы работали в Госбанке и Агропромбанке СССР, государство выделяло огромные средства на развитие АПК. К сожалению, это не помогло полностью выполнить Продовольственную программу. Нынешнее увеличение финансирования и кредитования АПК не приведет к тому, что деньги уйдут в черную дыру?

— Представления о сельском хозяйстве как о какой-то черной дыре совершенно не соответствуют действительности. Сейчас это выгодный бизнес, у которого существуют хорошие перспективы развития даже в условиях кризиса. Напомню, что, по данным Росстата, объем сельскохозяйственного производства в России в январе — мае 2009 года, в отличие от многих других отраслей экономики страны, не сократился, а наоборот — увеличился на 1,2 процента по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.

Дело в том, что в советском магазине изобилия продуктов питания не было. Но душевое потребление их было на уровне физиологических норм. А если вы сегодня возьмете потребление мяса на душу населения, молока, яиц и некоторых других видов продуктов, то сейчас этот показатель в полтора-два раза ниже советского уровня. Вроде в магазине все есть, но уровень потребления другой. Причин тому немало. Но главное — в недоступных для многих граждан ценах. Раньше каждое крупное промышленное предприятие имело подсобное хозяйство, а это дополнительный источник поступления недорогих продуктов питания для населения. В стране была широко развитая система общепита. Да и многое другое, что позволяло держать в 80-е годы на достаточно приемлемом уровне обеспечение продуктами питания. Сегодня необходимо поднимать платежеспособный спрос населения. Потому что никто никаких распределительных функций на себе не несет. Сколько заработали, столько и покупают.

Большое достижение, что сейчас в России научились глубоко перерабатывать сельскохозяйственное сырье, стали собирать на гектаре больше зерна, переводить животноводство на высокопродуктивные породы скота. Но банковская система и тогда, и сейчас работает ровно, исходя из потребностей экономики. Приведу пример. В 1990 году весь кредитный портфель в АПК в пересчете на доллары составлял 370 млрд, в 2000 году — 1 млрд. Сегодня кредитный портфель примерно около 20 млрд долларов. Но это не означает, что в 20 раз увеличилось производство мяса, молока, зерна и т.д. Просто другая структура баланса. В 2000 году в АПК многое производили, используя механизм внутренних перерасчетов за долги: нефтяники дали взаймы нефть, забрали зерном, мясом. Все это или вообще не отражалось в балансе, или отражалось в дебиторско-кредиторской задолженности.

В настоящее время укрепляются товарно-денежные отношения, когда сельский труженик наконец становится правовым субъектом. И вот результат. Доля Россельхозбанка в объемах кредитной поддержки, оказанной владельцам личных подсобных хозяйств, достигла 74%, крестьянским (фермерским) хозяйствам — 71%, сельскохозяйственным потребительским кооперативам — 93%. При этом, что важно подчеркнуть, кредиты выдаются главным образом не на потребление, а для развития производства продуктов питания. Надо также учитывать, что для многих россиян сельское подворье является единственным местом занятости и единственным источником дохода. Вот почему сейчас, как никогда, важна кредитная поддержка жителей села, и мы будем активно продолжать эту работу.

А как насчет качества продовольственной продукции? На каком уровне оно сегодня?

— В стране очень сильно «провалили» качество продуктов питания в 90-х годах, особенно из-за наплыва импортной продукции. Но высокое качество отечественной продукции держали всегда. Во-первых, были ГОСТы. Во-вторых, не было денег на удобрения, химикаты, а стало быть, повысилась экологическая чистота сельхозпродукции. Сегодня же вместо ГОСТов действуют техусловия, по которым, например, вместо мяса можно использовать сою. В колбасы у нас добавляют какое-то пальмовое масло, о существовании которого мы раньше вообще не знали… На упаковке продуктов всегда ставилась дата окончания срока годности продукции. Теперь же ставят дату изготовления, и надо еще найти, где мельчайшими буквами написано о сроках их хранения. Словом, систему контроля за качеством необходимо отстраивать. Но все это, конечно, потребует времени. Надеюсь, что этот кризис как раз и заставит разобраться с законом о торговле.

Как влияет кризис на банки? С какими проблемами приходится сталкиваться?

— Кризис ударил по банкам с меньшей силой, чем по реальному сектору экономики. Некоторые мелкие банки перестали кредитовать реальный сектор из-за отсутствия ресурсов, вызванного финансовым кризисом. У них нет денег. Поэтому большая нагрузка по кредитованию реального сектора экономики легла на крупные финансовые институты, в том числе банки с государственным участием — Россельхозбанк, Сбербанк и ВТБ.

Самая главная проблема, которая волнует сейчас руководство всех без исключения банков, — это рост просроченной и проблемной задолженности по выданным ссудам. В целом по состоянию на начало мая объем просроченных кредитов по банковской системе России увеличился более чем в 1,7 раза. Ее доля в совокупном кредитном портфеле выросла до 3,6%.

Все чаще говорят о преодолении пика кризиса. А будет ли вторая волна? И если будет, то выстоит ли ваш банк?

— Кредитные учреждения всегда задыхались от кризиса ликвидности. Сейчас у нас седьмой банковский кризис. В этот раз правительство приняло более правильное решение, чем в предыдущих. И с первой волной потери ликвидности справились, а значит, не подорвали доверие вкладчиков. Осенью надо будет помочь кредитами товаропроизводителям. Дальше будет легче.

Что касается кризиса в отношении расходов и бюджета, ясно, что здесь «разогнали» расходную часть, а остановить ее сложно. Так что вторую волну, какой бы она ни была, думаю, можно спрогнозировать. Но успокаиваться рано. Промышленное производство в России в январе — мае текущего года, по данным Росстата, сократилось более чем на 15,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Происходит снижение реальных доходов населения, падение покупательского спроса.

Очевидно, что основной проблемой ближайшего времени для всей банковской системы страны, и в том числе и для Россельхозбанка, станет проблема, которая связана с неизбежным ухудшением финансового положения многих наших заемщиков и несет наибольший риск — возникновение трудностей с погашением своих обязательств перед банками.

Выстоит ли Россельхозбанк? Выстоит. В этом можно нисколько не сомневаться. Мы заранее прогнозировали кризисные явления, готовились к ним. И сейчас банк продолжает уделять особое внимание анализу складывающейся ситуации и принятию превентивных мер, нацеленных на то, чтобы не допустить ухудшения основных показателей работы.

Юрий Владимирович, последний вопрос: какой вам представляется дальнейшая судьба Россельхозбанка?

— Сегодня наш банк — третий по размеру капитала, второй банк по размеру филиальной сети, количеству операций, четвертый банк по активам. Планируем стать третьим. Наши специалисты совместно с учеными Академии народного хозяйства при Правительстве России разработали проект Стратегии развития банка на период до 2013 года, который сейчас направлен в Министерство сельского хозяйства РФ для доклада правительству. Стратегией предусмотрено, что банк намерен закрепить и упрочить свои позиции в качестве ключевого звена системы финансово-кредитного обеспечения АПК.

Конечно, многое будет зависеть от того, насколько длительным окажется мировой финансовый кризис, насколько существенными будут последствия кризиса для российской экономики. Разработано три финансовые модели и три варианта развития банка. По базовому варианту в ближайшее пятилетие предполагается увеличить объемы кредитования агропромышленного комплекса страны в 3 раза, а по оптимистическому — более чем в 5 раз.

Итогом реализации стратегии будет превращение Россельхозбанка в современный, технологичный, клиентоориентированный, эффективный финансовый институт, занимающий лидирующие позиции на рынке сельхозкредитования, предоставляющий широкий спектр услуг как сельхозтоваропроизводителям, так и связанным с АПК отраслям.

Согласно базовому сценарию к 2014 году активы Россельхозбанка достигнут 2,1 трлн рублей, а размер кредитного портфеля — 1,5 трлн рублей. Для достижения поставленных целей банк имеет необходимые ресурсы и инструменты, такие как поддержка государства, широкая филиальная сеть, большой опыт работы с предприятиями АПК.

Планируется подготовка к вхождению в капитал Банка в 2011 году стратегического инвестора, которому будет предложен блокирующий пакет акций (25% + 1 акция). Появление стратегического инвестора позволит привлечь дополнительный капитал для увеличения собственной ресурсной базы и получить доступ к современным банковским технологиям, соответствующий опыт работы на конкурентных международных рынках. Кроме того, для более полного удовлетворения спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения на финансовые услуги Россельхозбанк планирует сформировать финансовую группу, предоставляющую широкий спектр банковских и финансовых услуг. Создание такой финансовой группы позволит восполнить недостающие элементы полноценной кредитно-финансовой системы АПК, а также обеспечить выполнение специализированного круга задач, поставленных перед банком в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008—2012 годы.

Опыт последних лет доказал высокую эффективность вложений в агропромышленный комплекс, и Россельхозбанк будет расширять кредитно-финансовую поддержку села. Уверен, что реализация Стратегии развития Россельхозбанка окажет существенное влияние на развитие сельских территорий и повышение привлекательности жизни на селе, будет способствовать не только динамичному развитию АПК, но и смежных ему отраслей.

Можно с уверенностью сказать, что Россельхозбанк и далее будет оставаться ключевым инструментом финансового обеспечения целей и задач государственной аграрной политики.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow