СюжетыОбщество

Пусть уши растут!

Упрятанный было за решетку казанский кроликовод Крамин вторично берется за проект мегафермы

Этот материал вышел в номере № 81 от 29 июля 2009 г.
Читать
Анатолий Крамин не гнался за двумя зайцами. Он погнался за полутора миллионами кроликов и тоже пока ничего не словил. Кроме условного срока лишения свободы. Поначалу его даже определили в колонию, хотя из возбужденного против него...

Анатолий Крамин не гнался за двумя зайцами. Он погнался за полутора миллионами кроликов и тоже пока ничего не словил. Кроме условного срока лишения свободы. Поначалу его даже определили в колонию, хотя из возбужденного против него уголовного дела, как говорится, торчали уши, и явно не кроличьи.

Ровно год назад «Новая газета» в публикации «Кролик и удавка» подробно рассказывала о том, как бывший баскетбольный тренер Анатолий Крамин начитался книг по экономике, окончил Британскую школу бизнеса и заинтересовался уже не столько баскетбольной корзиной, сколько потребительской — занялся кролиководством. Когда на его частной ферме «Миакро-Каратау» (на окраине Казани) развелось 5 тысяч кроликов, сюда стали возить делегации. На крупных выставках Анатолию вручали медали и дипломы, а тогдашний министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев написал благодарственное письмо президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, в котором сообщил, что Крамин включен в список лучших руководящих кадров агропромышленного комплекса России.

А у Крамина возник проект новой, крупнейшей в стране, кроличьей фермы, и он взял на ее строительство в Инвестиционно-венчурном фонде Татарстана 37 миллионов рублей. Возвел в деревне Улля стены и крышу, закупил в Венгрии оборудование, а в декабре прошлого года его вдруг обвинили в хищении путем растраты и присвоения средств. Было похоже, что в чиновничьей среде нашлись люди, намеревавшиеся оттеснить Крамина от вроде бы выгодного дела. Крамин уверял, что он ничего не украл, что под залог миллионов из Инвестиционно-венчурного фонда он взял кредит в банке, а деньги вложил в дело, однако в апреле Вахитовский суд Казани приговорил его к четырем годам колонии. В дальнейшем Верховный суд Татарстана переквалифицировал обвинение с «присвоения» на «злоупотребление полномочиями» и смягчил наказание до трех лет условно.

Взятый под стражу после первого приговора, Анатолий провел 38 дней в изоляторе на казанской улице Япеева — как раз напротив дома, где родился.

— Как в анекдоте, — смеется он. — Жил напротив тюрьмы, потом стал жить напротив своего дома.

Крамин находится в бодром настроении и считает, что не следует тратить время на доказательство своей полной невиновности — его ждут кролики. Точнее, еще не родившиеся кролики. Ведь за время его отлучения от дел хозяева ЗАО «Племенной завод кролика» (так называется строящаяся мегаферма) не завели ни одного зверька. На это Инвестиционно-венчурный фонд, которому с самого начала принадлежало 95 процентов акций, оказался совершенно не способен. Единственное, что он сделал, — обнес территорию фермы в деревне Улля забором. Территория заросла бурьяном, и видно, что на внешне впечатляющем предприятии пока нельзя не только работать, но даже и снимать в таких декорациях фильм «Любить по-кроличьи».

Кролики в количестве 400 голов в Улле есть только у семьи Зариповых, которую Крамин вовлек в кролиководство. Мы рассказывали, как бухгалтер разорившегося колхоза «Коммунизм» Розалия Зарипова поверила его идеям и совместно с мужем Ринатом, сыном Ришатом и маленьким внуком Саматом занялась новым делом. На фото в «Новой газете» они стояли все вместе, и хотелось бы повторить снимок, но не получится: в апреле глава семьи Ринат Зарипов был убит молодым нетрезвым односельчанином возле своего дома. Напав на него с ломом, убийца знал, что у трудяги Рината при себе 5 тысяч рублей — бешеные деньги для пьющего бездельника.

Да, деревня пьет, и надежда Анатолия Крамина занять ее большим и полезным делом пока не сбылась. Когда еще он запустит ферму, где будет много рабочих мест! Зариповы же и после гибели Рината умело ведут личное хозяйство и помогают тем, кому хочется заняться кроликами. Недавно они съездили в один из райцентров Татарстана, где в детском доме с их помощью стали разводить кроликов. Там они объясняли, что и как нужно делать, а восьмилетний Самат (надеемся, взрослые отнесутся к этому снисходительно) на кроличьих парах показывал, как полагается производить случку.

Кстати, Самат уже проводит практические занятия с начинающими кролиководами, приезжающими за опытом в деревню Улля. Здесь, в учебном классе, который Анатолий Крамин открыл еще до всех своих неприятностей, продолжаются семинары с кролиководами чуть ли не со всей страны. Сын Крамина, 27-летний Артем, возглавляет координационный совет российского отделения Всемирной ассоциации научного кролиководства. На его сайт в интернете заходят тысячи человек. Десятки людей из разных регионов добираются сначала до Казани, а потом до деревни Улля, чтобы попасть на семинарские занятия. По профессии это самые разные люди. В 2006 году приезжал поучиться даже нынешний глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол (в ту пору он был первым вице-премьером республиканского правительства).

Пока Анатолий Крамин отвечал на вопросы суда, Артем Крамин и Розалия Зарипова в деревне Улля, как обычно, отвечали на вопросы гостей из Тюмени, Омска, Читы, Москвы и даже из Молдавии. Гонцы из Улан-Удэ, купившие у семьи Зариповых 19 племенных самок, сняли для зверьков отдельное купе поезда и тронулись с ними в шестидневный путь до дома. Сколько же чаю должны были подать в это купе проводницы?

В общем, понятно, что Анатолий Крамин нашел себе дело жизни.

— Я понял, что в этом моя миссия, — вполне серьезно говорит он, — и буду счастлив, если выполню ее.

Сейчас Крамин возобновляет дело в финансовом смысле даже не от нуля, а от большого минуса. Он весь в долгах, личное имущество арестовано, доверие людей к его затее отчасти подорвано. Ему надо найти деньги, чтобы выкупить ОАО «Племенной завод кролика» у Инвестиционно-венчурного фонда. Ему надо максимально освободиться от чиновничьей опеки и доказать, что идея мегафермы реальна. Но кто же поверит Анатолию и даст деньги? Похоже, долго придется ходить с шапкой по кругу (с кроличьей шапкой для убедительности).

— По кругу так по кругу, — соглашается Крамин. — В книжках для бизнесменов говорится, что иногда приходится делать до трехсот кругов, прежде чем найдешь средства. Я точно знаю, что найду финансово грамотного инвестора. Кроме того, я уверен, что мне удастся достучаться до государства.

На днях он был на приеме у министра сельского хозяйства республики Марата Ахметова. И вернулся довольный:

— Марат Готович мне сказал: «Анатолий, ты на правильном пути!» Правда, прямо сейчас он мне помочь не может. Ведь кролиководства в бюджете Татарстана нет, и средства на него не предусмотрены. Не прописано оно отдельной строкой и в бюджете России. Но я не сомневаюсь, что когда-нибудь оно выплывет в бюджетах хотя бы в каком-нибудь неожиданном разделе. Например, в разделе «Медицина, диетическое питание». А сейчас мы договорились, что министерство поможет мне организовать в Казани всероссийский семинар профессиональных кролиководов. Мы обратим внимание на отрасль, и нас заметят.

Анатолий Анатольевич в свои 53 года непрерывно обогащается экономическими и философскими знаниями. Мало того, он и окружающим дает книжки по данной тематике. А в них то и дело встречаются советы, как надо стремиться к цели, как преодолевать трудности, как не подчиняться обстоятельствам. И так — страница за страницей. Вроде бы правильно, но очень уж скучно. Ведь все это короче и энергичнее излагается в стихах и песнях: «Кто весел, тот смеется, кто хочет, тот добьется…» А кто ищет деньги на кролиководство, тот всегда найдет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow