СюжетыПолитика

Датчанин с принципами

Первый рабочий понедельник генсека НАТО

Этот материал вышел в номере № 83 от 3 августа 2009 г.
Читать
По традиции смена генеральных секретарей НАТО происходит без помпы. Добавилась церемониальная деталь: ушедший после пяти с половиной лет службы на этом посту голландец Яап де Хооп Схеффер, прощаясь с коллективом, возложил цветы к свежему...

По традиции смена генеральных секретарей НАТО происходит без помпы. Добавилась церемониальная деталь: ушедший после пяти с половиной лет службы на этом посту голландец Яап де Хооп Схеффер, прощаясь с коллективом, возложил цветы к свежему памятнику солдатам и офицерам НАТО, павшим при исполнении долга.

Выходные дни в штаб-квартире — дело святое. Поэтому новый генсек, датчанин Андерс Фог Расмуссен, пришел на работу не 1 августа, когда начался срок его полномочий, а сегодня, в понедельник. Чтобы познакомиться с персоналом, выступить с политическим заявлением, а во вторник председательствовать на своем первом заседании Совета НАТО.

Оно же и последнее перед мертвым сезоном. Год назад даже война в Грузии не вырвала из объятий августовских отпусков основной состав политического аппарата и военного командования. Правда, Расмуссен уже отгулял отпуск в июле во Франции и теперь воспользуется летней паузой, чтобы в тиши кабинета полистать документы и собраться с мыслями.

Большинство знатоков-старожилов брюссельской штаб-квартиры НАТО, к числу которых относит себя и собкор «Новой», сходятся во мнении, что главной задачей нового генсека будет афганский ребус. Если еще недавно головной болью было Косово, то сейчас там утряслось, и 90 процентов забот приходится на Афганистан. Международные силы содействия безопасности (ISAF) появились вскоре после нью-йоркских терактов 2001 года (сейчас их 64 500, в том числе 29 950 американцев), а ситуация в стране только ухудшается. На фоне роста числа жертв и падения популярности этой войны среди общественности натовских стран Вашингтон и Брюссель ищут варианты достойного ухода. Во главе угла — подготовка, обучение и оснащение афганской национальной армии.

Но прежде Расмуссену предстоит неблагодарная миссия — выбивать из членов НАТО войска и деньги для Афганистана. Конечно, их материальные возможности не сравнимы с теми, что были у СССР в 80-х, но все же…

Вторая задача — наладить приемлемые отношения с Россией, которые опустились до плинтуса. Желательно иметь партнерство, особенно в связи с тем же Афганистаном. Но на худой конец и корректное взаимовыгодное сотрудничество сойдет.

Главное — найти правильный баланс между потребностью в добрых отношениях с Кремлем и обязательством перед странами бывшего восточного блока оградить их от чрезмерного внимания Москвы. И баланс в самом альянсе между теми, кто стремится ускорить процесс приема Украины и Грузии (США, Великобритания, страны Центральной и Восточной Европы), и теми, кто его сдерживает (Германия, Франция, Италия, Бельгия). По этой линии проходила и недавняя брешь по поводу Ирака. Сейчас иракская страница перевернута, все солидарны с действиями коалиции, но следы разделительной линии остались.

56-летний датский либерал, чью кандидатуру поддержало большинство глав государств и правительств, сразу показал зубы. Противники назначения, в том числе руководство Турции, называли его черной меткой в истории с карикатурами на пророка Мухаммеда, напечатанными в датской прессе в 2005 году.

Тогда Расмуссен был премьер-министром Дании и твердо заявил, что не будет ничего предпринимать против СМИ, как бы сам ни относился к этим карикатурам. Свобода слова, как и другие фундаментальные демократические свободы, священны и неприкосновенны. Чем вызвал бурю протестов в мусульманских странах. Ему напомнили также, что Дания во время его премьерства активно поддержала нападение США на Ирак. Но зато во всем этом скандале он заслужил реноме принципиального либерала, защитника западных ценностей.

Анкара наложила вето на его назначение. Мол, как будет НАТО работать в Афганистане, если генсек слывет врагом ислама? Правда, турки использовали этот эпизод для собственного торга и, сняв возражения на саммите в Страсбурге в апреле, выговорили для себя новый пост заместителя генсека НАТО по взаимодействию со странами-партнерами (в том числе с Россией и Грузией).

Все равно Расмуссену придется долго доказывать, что он не собирается мобилизовать НАТО на новый крестовый поход против мусульманского мира, как и то, что альянс не претендует на роль мирового жандарма. Ему предстоит подписывать новую стратегическую концепцию НАТО. Ее должны принять на саммите в 2010 году (нынешняя в силе с 1999 года). Пока не очень ясно, как соблюсти баланс между теми, кто видит для западного военного союза глобальную роль, и теми, кто хотел бы оставить его в рамках традиционного оборонного блока, как было в холодную войну. Кстати, грань между сторонниками этих двух идей проходит примерно по той же «иракской» линии.

Среди остальных приоритетов генсека выделяются такие вызовы времени, как борьба против морского пиратства, противодействие киберагрессии и взгляд в будущее в связи с таянием льдов в Арктике и разгорающимися страстями вокруг ее ресурсов…

У Расмуссена есть неоспоримое преимущество перед прежними генсеками. По крайней мере, для начала. Он побывал первым лицом в своей стране и научился разговаривать на равных с Меркель, Саркози и прочими…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow