СюжетыОбщество

На прицеле

Почему гибнут в России журналисты и правозащитники

Этот материал вышел в номере № 84 от 5 августа 2009 г.
Читать
Вчера в пресс-центре РИА «Новости» прошла пресс-конференция на тему «Обеспечение безопасности деятельности правозащитников и журналистов в России» с участием главы движения «За права человека» Льва Пономарева и главного редактора «Новой»...

Вчера в пресс-центре РИА «Новости» прошла пресс-конференция на тему «Обеспечение безопасности деятельности правозащитников и журналистов в России» с участием главы движения «За права человека» Льва Пономарева и главного редактора «Новой» Дмитрия Муратова.

Поводом для разговора стали недавние убийства правозащитников Натальи Эстемировой и Андрея Кулагина.

По словам участников пресс-конференции, основной угрозой для журналистов и правозащитников являются действия правоохранительных органов.

Журналисты отмечают: «При нынешнем руководстве МВД и спецслужб безопасная работа правозащитников и журналистов невозможна. Последние годы они целенаправленно дискредитировали журналистов и правозащитников. Сложно представить, что они вдруг резко изменят свое поведение. Они не могут иначе».

Недавняя жертва «наезда» правоохранительных органов — казанская правозащитная организация «АГОРА», расследующая преступления сотрудников милиции. Сейчас проверку деятельности «АГОРЫ» проводят одновременно МВД, ФСБ, Управление «К», финансовые службы и налоговая. Работа «АГОРЫ» и Казанского правозащитного центра, где сейчас также идут проверки, полностью парализована.

Лев Пономарев предложил свой проект реформ МВД — в том числе расформирование милицейского «Центра Э», который, официально занимаясь борьбой с экстремизмом, наиболее досаждает гражданским активистам, и вывод департамента собственной безопасности из структуры МВД.

Участники пресс-конференции вспомнили слова Дмитрия Медведева о том, что работа правозащитников крайне важна для общества. «Впервые за десять лет такие слова прозвучали из уст первого лица. Но за словами должны последовать действия. Необходимо довести до реальных судебных приговоров уголовные дела против убийц и заказчиков убийств всех журналистов и правозащитников, потому что эти дела выходят из ряда вон», — сказал главред «Новой».

Говорили и о практической стороне безопасности: каски, жилеты, выдача оружия журналистам, которые занимаются наиболее опасными расследованиями. Дмитрий Муратов рассказал, что при покушении на корреспондента «Новой» Сергея Золовкина личное оружие спасло жизнь журналисту. «Есть статистика, что на 3—5% уменьшается возможность смертельного исхода для журналиста, если он вооружен. Если хотя бы 3 процента, хотя бы 1 процент, хотя бы 0,01 процента есть у журналиста, чтобы защититься, если государство не может защитить, пускай носит с собой оружие», — сказал Муратов. Затем признался: «Я не вижу иного способа обеспечить безопасность журналистов, кроме как ограничивать их работу по ряду тем: спецслужбы, коррупция, Северный Кавказ, неонацизм. Я в определенные командировки не пускаю».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow