СюжетыПолитика

Почем закрома?

Москва теряет на овощах миллиарды рублей в год

Этот материал вышел в номере № 84 от 5 августа 2009 г.
Читать
«Новая» неоднократно рассказывала о проблеме торговых наценок, из-за которых цены на продукты оказываются в разы выше, чем их себестоимость (см. «Новую» № 86 от 20 ноября 2008 г., № 83 от 3 августа 2009 г.). Теперь этой проблемой вплотную...

«Новая» неоднократно рассказывала о проблеме торговых наценок, из-за которых цены на продукты оказываются в разы выше, чем их себестоимость (см. «Новую» № 86 от 20 ноября 2008 г., № 83 от 3 августа 2009 г.). Теперь этой проблемой вплотную занялось правительство: осенью Госдума должна принять закон о торговле, который частично ограничит свободу ценообразования в крупных сетях.

Однако государство на продовольственном рынке не только арбитр, но и крупный игрок. И вопросов к ценам, по которым оно покупает сельхоз-продукцию, не меньше, чем к ценам на пока еще свободном рынке.

В Москве существует система городского резерва, которой управляет департамент продовольственных ресурсов. Она досталась нам с советских времен в практически неизменном виде.

В крупных городах, в том числе и в Москве, были построены хранилища, в которые на межсезонное хранение закладывались продовольственные товары. Во всем мире хранят продукты длительного срока хранения из ассортимента «на случай ядерной войны». И только у нас — еще и овощи, которые гораздо эффективнее и дешевле хранить в местах их производства и по мере необходимости доставлять в города. За неэффективность архаичной системы и приходится расплачиваться городскому бюджету.

Тому есть официальное оправдание: ДПР отвечает за продовольственную безопасность столицы, на которой экономить вроде бы не стоит. Но здесь нужно понимать значение термина «продовольственная безопасность».

Он заимствован из обихода ООН и ориентирован в основном на развивающиеся страны, страдающие от постоянной нехватки продовольственных ресурсов и массового недоедания. Даже если представить себе, что, как Куба или Северная Корея, мы и вправду живем в «осажденной крепости», то тогда еще более глупо говорить о решении проблемы безопасности за счет ввоза продовольствия с той стороны крепостного вала.

Потребление импортных продуктов питания в целом по России, по разным оценкам, составляет 40—50%. Для таких городов, как Москва и Петербург, — 80%. А в крохотном Кувейте утвержден план, по которому в 2015 году уровень самообеспечения основными продуктами питания достигнет 75%.

Быть может, ДПР решает проблему продовольственной безопасности, закупая продукцию в систему горрезерва только у отечественных производителей? Вовсе нет. ДПР проводит аукцион, в результате которого выбирают поставщиков продукции. Как сообщили нам в департаменте, «аукционы проходят по принципу понижения начальных стартовых цен. Так, например, при размещении заказа на поставку в городской резерв масла животного 82,5% жирности импортного производства начальная цена по итогам аукциона была снижена на 14%».

Импортная сельхозпродукция обычно дешевле отечественной, потому что большинство европейских государств и США дотируют собственное сельское хозяйство. Федеральное правительство, кстати, борется с этим дисбалансом на свой лад, используя то пошлины, то квоты, то Онищенко. А Москва закупает в основном импортную продукцию, потому что она дешевле.

Само по себе это, может, и не плохо, тем более что аукцион — процедура рыночная. Но ведь для отечественных производителей значительная часть столичного продуктового рынка оказывается закрытой. Как раз та часть, где мы могли бы позволить себе здоровый протекционизм.

Скажете, это может привести к росту расходов городского бюджета? Безусловно, но только эти расходы можно было бы сократить в разы, просто отказавшись от системы овощехранилищ и закупая сельхозпродукцию у местных производителей по мере необходимости (см. «Под текст»).

По мнению чиновников, у системы овощехранилищ есть еще одна полезная функция — борьба с инфляцией. Ведь система снабжает «около 3000 организаций социальной сферы (больниц, санаториев, роддомов, детских садов, школ, интернатов и пансионатов для ветеранов войн и труда и др.), а также аккредитованные магазины, обслуживающие социально незащищенные категории населения качественной продукцией по фиксированным ценам, которые ниже уровня цен, сложившихся на потребительском рынке города. Ценовая политика в рамках формирования городского заказа и городского резерва основывается на принципе минимизации бюджетных средств и сдерживания роста цен на основные виды продовольствия».

Но бороться с инфляцией, отпуская продукцию по фиксированным ценам в неконкурентных секторах рынка, невозможно. Какое дело торговым сетям или рыночным торговцам до того, почем кило картошки в школьном завтраке?

Кроме того, овощехранилища занимают немалые территории на бесценной столичной земле, так необходимой для строительства нового жилья, дорог и супермаркетов. Сдав эти помещения в аренду, можно было бы решить проблему закупок сельскохозяйственной продукции и без привлечения средств городского бюджета.

Под текст

Чтобы узнать, насколько эффективна работа ДПР в современных рыночных условиях, мы на основе официальной информации провели несложные расчеты. Начнем с того, что по статье «Формирование городского резервного продовольственного фонда» была выделена сумма 3 103 700 рублей. В доходе бюджета города Москвы запланирована сумма поступлений от реализации этой продукции 1 206 700 рублей. Выходит, что на каждый вложенный в формирование фонда рубль приходится только 39% выручки, соответственно, 61% приходится на убытки. Посмотрим на цены реализации, представленные нам ДПР, и применим к этим цифрам выявленное нами соотношение (39% — выручка, 61% — убытки). Таким образом, получим себестоимость продуктов, приведенную в следующей колонке (она будет учитывать расходы на хранение и прочие издержки). Среднюю рыночную цену вычислить трудно, поэтому мы взяли правительственные данные — Министерства сельского хозяйства РФ на 15 февраля 2009 года. Сравнив эти цифры, помещенные в третьей колонке, с предполагаемой себестоимостью товаров из системы горрезерва, получим превышение цены овощей горрезерва над рыночной ценой овощей.

И вот результат: применение более современной системы логистики и хранения позволило бы снизить городские издержки как минимум вдвое, то есть дало бы возможность экономить более 1,5 миллиарда бюджетных рублей в год. И это если не брать в расчет доходы, которые можно было бы получить от сдачи в аренду по рыночным ценам бесполезных овощехранилищ.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow