СюжетыОбщество

Неустойка

В сложных случаях, когда немецкая педантичность наезжает на европейский принцип свободы передвижения, спор о парковке разрешает суд

Этот материал вышел в номере № 84 от 5 августа 2009 г.
Читать
На днях Федеральная судебная палата ФРГ поставила точку в принципиальном споре между автолюбителями и владельцами ведомственных стоянок. Начало этой двухлетней тяжбе положил инцидент с неким футбольным болельщиком Оливером из Магдебурга....

На днях Федеральная судебная палата ФРГ поставила точку в принципиальном споре между автолюбителями и владельцами ведомственных стоянок. Начало этой двухлетней тяжбе положил инцидент с неким футбольным болельщиком Оливером из Магдебурга. Он купил пачку сигарет в супермаркете и надолго оставил свою «Опель-Астру» на охраняемой площадке близ магазина.

После матча на стадионе через дорогу Оливер своего транспортного средства на месте не обнаружил. Машину отвезли на штрафную площадку по просьбе сотрудников торгового заведения. Для острастки тех фанов ФК «Магдебург», что занимают места, предназначенные только для покупателей.

Оливер за 165 евро выкупил у фирмы по принудительной эвакуации свой «Опелек» и начал судиться. Дипломированный юрист попытался доказать, что после покупки любой мелочи клиент магазина вправе рассчитывать на неограниченное пользование бесплатной стоянкой. Однако германская Фемида с этим не согласилась. Определив, что покупатель, конечно же, прав. Но только на время посещения супермаркета.

С окончанием визита прекращается и обслуживание на прилегающей автостоянке. Ею могут воспользоваться все желающие только в выходные дни торгового заведения. Правда, тогда охрана, в отличие от рабочих часов, за неприкосновенность машин никакой ответственности не несет.

Сколько же всего в этой продуманно обустроенной и очень уютной стране мест для свободной парковки под открытым небом, не знает, наверное, никто. А вот огромных платных автостоянок (как высотных, так и подземных) примерно две с половиной тысячи. О наличии мест в них во всех германских мегаполисах оповещают электронные, постоянно обновляемые табло вдоль самых оживленных улиц.

На подступах же ко всем туристским центрам, в удобной близости к станциям метро и автобусным линиям с графиком, соблюдаемым безукоризненно, лет эдак 20 уже функционируют так называемые перехватывающие парковки — Оеffentlicher Personennahverkehr. Они оттягивают на себя каждую пятую иногороднюю машину. Заметно снижая риск угодить в пробку на улицах типичного немецкого мегаполиса.

Неизмеримо облегчить жизнь берлинских автолюбителей должна и первая в мире система безналичного расчета Siemens Business Services (SBS). Это когда у себя дома или в офисе на специальном интернет-сайте регистрируешь мобильный телефон, номер машины и банковские реквизиты. В ответ получаешь файл с картинкой номерной виньетки. Она распечатывается в цвете, закрепляется на лобовом стекле. С этого момента поисковая система Parkmat начинает передавать клиенту данные о наличии свободных мест в интересующем районе германской столицы.

Расчеты же за общее время парковки, суммируемой автоматически, производятся ежемесячно и без участия водителя в том финансовом учреждении, где оформлен клиент.

Еще одно немецкое ноу-хау — бесплатные стоянки для экологически безвредных автомобилей. Соответствующий проект уже внесен на обсуждение нескольких городских сенатов. Инициатива «зеленых» распространяется на машины с гибридными и газовыми двигателями. Ну и, конечно, на электромобили.

Уже вскоре парковочные автоматы в крупнейших городах ФРГ могут оснастить специальной кнопкой. Рассчитанной на доверие. Нажав ее, получаешь право оставлять свое экологически безвредное авто без оплаты. За счет благодарных налогоплательщиков, избавленных от вредоносных выхлопов.

Ну а насколько правомерно приобретен халявный билет, легко проверяется как охраной стоянок, так и другими контрольными службами до предела зарегламентированной страны. А уж стражей знаменитого «дойче орднунга» здесь более чем достаточно. Начиная с законопослушных, сознательных граждан, способных, если что, даже про полицейских-нарушителей куда надо сообщить. Как это было недавно с попавшей в скандальные хроники центральных газет патрульной машиной, всего «на минутку» занявшей близ булочной часть пешеходной полосы («Какой идиот сядет за руль в Германии?», «Новая газета», № 30, 25.03.2009 г.). И заканчивая безупречно вежливыми, но абсолютно безжалостными дамочками и господами в форме муниципальных служб.

У таких всегда наготове рация для вызова машины-эвакуатора, как правило, частной фирмы. Однако к столь болезненной мере немцы прибегают лишь в крайних случаях. Ведь, по статистике, из каждой сотни незаконно припаркованных машин увозятся 7 — 8. Это те, которые реально затрудняли работу пассажирских автобусов, «скорой», пожарных либо полиции. А после прецедента по делу Оливера станут убирать и машины «чужаков» с магазинных площадок.

Недавно, к примеру, Высший административный суд федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия рассмотрел уникальное дело автолюбителя из городка Минден. 67-летний пенсионер не реже пары раз в месяц в течение двух лет наказывался штрафами за неправильные парковки. Наконец у дорожной полиции лопнуло терпение, она внесла ходатайство, и злостного нарушителя до конца его жизни лишили водительских прав.

А некая дамочка из Дрездена предпочла сесть в тюрьму на три месяца взамен уплаты штрафа всего за единичную фальшпарковку. Вначале ее долг по немецким меркам был всего ничего — 50 евро. Но со временем набежало 3 000 евро пени. Экономная фрау прикинула и решила, что в одиночной, удобно обустроенной, стерильно чистой камере с телевизором и видеомагнитофоном ей будет куда лучше, чем с долгами, капризными детишками и ворчливым, придирчивым мужем.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow