СюжетыОбщество

Анна Пендраковская, директор сети «Москино»

Этот материал вышел в номере № 85 от 7 августа 2009 г.
Читать
Киношники боятся прокатчиков. Прокатчики — последняя инстанция для режиссера и продюсера. Понравится прокатчикам фильм — его хорошо распишут по кинотеатрам и покажут широким экраном, будет шанс на финансовый успех и запуск нового фильма....

Киношники боятся прокатчиков. Прокатчики — последняя инстанция для режиссера и продюсера. Понравится прокатчикам фильм — его хорошо распишут по кинотеатрам и покажут широким экраном, будет шанс на финансовый успех и запуск нового фильма. Не понравится прокатчикам кино — выходи сразу на DVD, сиди тихо и веди партизанскую войну с «пиратами». Анна Пендраковская — исключение из правил. Она прокатчик, который считает, что каждый фильм должен быть показан зрителю.

Пендраковская совершила череду подвигов. Еще в 80—90-х она создала фонд современных российских фильмов (более 200), которые без нее скорее всего пропали бы. В конце 80—90-х проката отечественного кино практически не было, и оригинальные копии терялись в водовороте перемен и переделов. Переданные в архив фильмы вошли в состав современного архива ГУП «Москино», структуру которого Анна Васильевна выстроила заново на старой базе. Флагманом возрожденной сети стал кинотеатр «Художественный», в начале нулевых почти прекративший борьбу с казино, которое окопалось в его недрах (и активно готовилось его приватизировать).

Пендраковская поставила себе задачу возродить старейший московский кинотеатр на Арбатской площади. Для этого сценарист и теоретик кино стала чиновником, добровольно и осознанно. Она хотела понять: что за пропасть образовалась в середине 80-х между теми, кто снимает кино, и зрителями, которые в итоге отдают деньги за другое кино? Пендраковская ездила по стране, смотрела, как прокатываются отечественные фильмы. Кинопоказ дышал на ладан, в видеосалонах зарабатывали состояния на затирании до дыр кассет с Джеки Чаном, отечественное кино до зрителей не доходило. Пендраковская создала первую альтернативную фирму, которая прокатывала только российское кино, и сформировала самый большой на тот момент фонд российских фильмов.

Потом на рынок вышли большие компании, и Анна Васильевна почувствовала, что пора в другом качестве заниматься прокатом русского кино. Например, становиться директором кинотеатра.

В Северном округе ее знали как сотрудника ВГИКа, создавшего отдел проката студии короткометражных фильмов. Отдел помогал студенческим работам влиться в фестивальную жизнь. Предложили попробовать вернуть к жизни кинотеатр «Космос». Совпало, что в то же время готовилось правительственное постановление о воссоздании в Москве государственной системы кинопроката.

«Меня ждал тяжелый процесс присоединения кинотеатров к возрождаемой сети, тяжелое общение с директорами, которые привыкли жить на вольных хлебах и сдавать помещения».

Когда Пендраковская пришла возрождать «Москино», на балансе было много проблем и ноль-ноль копеек. Пришлось пройти через множество судов.

Сегодня сеть «Москино» с «Художественным» отличается от коммерческих киносетей разнообразным репертуаром при социальных (то есть низких) ценах и регулярными фестивалями кино стран мира. Только в этом году прошли фестивали австралийского, ирландского, южноамериканского, израильского кино, осенью запланирован фестиваль кино мусульманского. Своеобразная и неожиданная инкарнация Московского музея кино, расширившего репертуар под вкусы, кажется, всех возможных целевых аудиторий. Программа летнего уикенда — десять фильмов на четыре зала, от трагедий до мультфильмов.

«В кризис к нам приходит даже больше людей. Мы не кинотеатр в торговом комплексе, где кино одна из ниш потребления. Когда у людей нет денег на шопинг, в торговом центре они раздражаются от невозможности спонтанной покупки, хотя пришли только на киносеанс».

В «Художественном» принципиально не продают попкорна. Эклеры, кофе, чай — пожалуйста. Анна Васильевна не заключала договоров с западными компаниями, которые диктуют, что, как и сколько показывать. Она независима и в планировании репертуара, и в праве продавать кукурузу. Она не обязана ее продавать.

«Пройдя такой путь, мыслишь другими категориями. Отстаиваешь идею. А идея масштабная — создание единой городской государственной структуры с большим количеством кинотеатров, альтернативной коммерческим киносетям, в которых политику репертуара диктуют глобальные кинокомпании. Наша площадка открыта для любой картины, имеющей прокатное удостоверение».

Справка «Новой»

Воссозданная Пендраковской структура «Москино» возникла в 1930-х годах. Это старейшая московская кинопрокатная организация. Кинофонд «Москино» — более 7 тысяч названий фильмов. Сегодня в структуру «Москино» входит 28 кинотеатров во всех районах Москвы.

9 ноября 2009 года кинотеатр «Художественный» отмечает столетие.1926 год — здесь состоялась премьера «Броненосца «Потемкина» 1931 год — премьера первого звукового фильма «Путевка в жизнь»1936 год — премьера первого цветного фильма «Груня Корнакова» 2009 год: цены Синего и Винтажного залов — от 50 до 100 руб., Большого и Малого залов — от 70 до 240 руб. Буфет: пончики — 15 руб., печенье — 35 руб., орешки — 35 руб.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow