СюжетыПолитика

Топтуны не скрываются

За сотрудниками «Мемориала» в Грозном установлена слежка

Этот материал вышел в номере № 89 от 17 августа 2009 г.
Читать
«Новой газете» стало известно, что сотрудники правозащитного центра «Мемориал» и международной правозащитной организации «Хьюман райтс вотч» обратились к уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину и в правоохранительные структуры...

«Новой газете» стало известно, что сотрудники правозащитного центра «Мемориал» и международной правозащитной организации «Хьюман райтс вотч» обратились к уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину и в правоохранительные структуры РФ с заявлением о том, что после убийства Натальи Эстемировой сотрудники ПЦ «Мемориал» в Чечне столкнулись со слежкой и преследованием. В заявлении приведено несколько конкретных инцидентов.

«Непосредственного до своего убийства Наталья Эстемирова занималась несколькими делами, связанными с новыми похищениями, убийствами и пытками людей в Чечне. Одно из самых острых дел, по которым она работала в последниe дни жизни, — похищение в Грозном 28 июня 2009 года Зелимхана Салаудиновича Хаджиева и Апти Рамзановича Зайналова.

3 июля изувеченного Зайналова обнаружил в Ачхой-Мартановской районной больнице сотрудник грозненского офиса «Мемориала» Ахмед Хамзатович Гисаев, помогавший Наталье Эстемировой в работе по данному делу. Ахмед Гисаев является заявителем в Европейский суд по правам человека по жалобе 14811/04 (Gisayev v. Russia), касающейся незаконного его задержания в Чечне 23 октября 2003 года представителями федеральных сил и применения к нему пыток.

Ахмеду Гисаеву удалось установить, что А. Зайналов в тяжелом состоянии был доставлен в Ачхой-Мартановскую районную больницу сотрудниками чеченских силовых структур. Ахмед Гисаев и Наталья Эстемирова начали активно добиваться его освобождения и возбуждения по факту его пыток и незаконного содержания под стражей уголовного дела. 7 июля вместе с матерью Зайналова, Аймой Макаевой, они обратились по данному делу в прокуратуру Ачхой-Мартановского района. Однако силовые структуры немедленно вывезли А. Зайналова из больницы в неизвестном направлении. Родственникам последнего не сообщалось о его местонахождении и предъявленном ему обвинении.

При этом буквально через несколько дней после обращения 7 июля сотрудников «Мемориала» и матери Зайналова в прокуратуру Ачхой-Мартановского района (примерно 10 июля) от офиса правозащитного центра «Мемориал» в Грозном до его дома Ахмеда Гисаева сопровождал автомобиль с затемненными стеклами марки ГАЗ-31029 с номерным знаком В 391му 95 рус. Эта машина встала перед домом А. Гисаева. На стекле передней двери автомобиля висела рация, что свидетельствовало о том, что в машине находятся сотрудники силовых структур.

Гисаев и Эстемирова продолжили работу по данному делу. Утром 15 июля Наталья Эстемирова была похищена в Грозном неизвестными сотрудниками силовых структур. В тот же день в Республике Ингушетия был найден ее труп с огнестрельными ранениями. В то же день, 15 июля 2009 г., правозащитный центр «Мемориал» обратился в Европейский суд по правам человека от имени матери Апти Рамзановича Зайналова Аймы Макаевой с жалобой, которой Европейский суд присвоил номер 37287/09 (Макаева против России) и коммуницировал властям Российской Федерации 20 июля 2009 года. Ключевыми при подготовке жалобы стали свидетельства Натальи Эстемировой и Ахмеда Гисаева.

В последующие за убийством Эстемировой дни А. Гисаев, оставшийся единственным свидетелем по делу Зайналова, дважды заметил ту же машину ГАЗ-31029 с номерным знаком В 391му 95 рус. Машина подолгу стояла на улице, где живет А. Гисаев, недалеко от его дома (г. Грозный, ул. Шекспира, дом 25). Гисаев сообщил об этом Игорю Соболю, старшему следователю следственного управления ЮФО Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководящему следственной группой по расследованию уголовного дела, возбужденное по факту убийства Эстемировой.

12 августа А. Гисаев был вызван следователем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по ЧР (имя Беслан, фамилия неизвестна), который проверял обстоятельства исчезновения А. Зайналова. Вдвоем они поехали в Ачхой-Мартановскую районную больницу, где провели проверку показаний А. Гисаева на месте, беседовали с работниками больницы, побывали в прокуратуре Ачхой-Мартановского района. Затем следователь подвез А. Гисаева домой в Грозный. При подъезде к дому Ахмед увидел все тот же ГАЗ-31029 и показал его следователю. Но следователь не предпринял никаких мер.

Вечером 13 августа А. Гисаев с женой возвращались домой от родственников, проживающих в том же районе Грозного. Примерно в 200 метрах от их дома к ним подъехал автомобиль ВАЗ-2107 белого цвета. Из него выскочили 3—4 вооруженных людей в форме и в гражданском, нацелив на Ахмеда оружие, обыскали его и проверили документы. Они не представились и проигнорировали вопрос Гисаева об основаниях данных действий. Гисаев сказал, что работает в «Мемориале», и показал удостоверение. На это один из силовиков спросил с издевкой: «А, это ваших сотрудников убили? А за что их убили, знаешь?» Другой с паспортом Гисаева в руках отошел в сторону и некоторое время поговорил по мобильному телефону. Затем неустановленные сотрудники силовых структур вернули Гисаеву документы и уехали.

Об этом инциденте Гисаев немедленно сообщил старшему следователю Соболю, работающему по делу Эстемировой, и поинтересовался, что было сделано органами следствия для установления принадлежности автомашины ГАЗ-31029, которую он несколько раз видел возле своего дома. Следователь ответил, что пробил номера машины — они ни за кем не числятся, т.е. не являются зарегистрированными. Он предложил Гисаеву позвонить ему, если машина еще раз появится возле его дома.

<…> О том, что чеченскими силовиками установлена слежка за офисом «Мемориала» в Грозном, расположенном по адресу: ул. Маяковская, д. 84, сотрудники организации узнали на следующий день после гибели Эстемировой от оперативных работников военной базы «Ханкала», сопровождавших следственные действия по делу Эстемировой. 16 июля сотрудница «Мемориала» Екатерина Сокирянская, проходящая свидетелем по делу об убийстве Натальи Эстемировой, выезжала с оперативными работниками в Урус-Мартан. Следственные действия закончились поздно вечером, и около 22.30 сотрудники привезли Сокирянскую в офис в Грозном, где ее ожидали коллеги. На следующий день один из оперативных работников сообщил Сокирянской, что накануне вечером за офисом следила машина — «Лада–Приора» серого цвета, в которой находились вооруженные неизвестные. «После того как мы проводили тебя, эта машина последовала за нами. Мы заметили хвост и стали крутиться по городу. Они проехали за нами еще километра 2—3, затем отстали. Имейте в виду, что за вами следят», — рассказал Сокирянской оперативник.

17 июля один из сотрудников, выехавший около 9 вечера из офиса «Мемориала», увидел на трассе Грозный — Гудермес, что его преследует машина с затемненными стеклами.

11 августа около 16 часов еще один сотрудник «Мемориала» обнаружил, что ведется наблюдение за его домом, который находится на окраине Грозного…»

Учитывая жестокое убийство ведущего сотрудника грозненского офиса «Мемориала» Натальи Эстемировой и последовавшее менее чем через месяц убийство еще двух гражданских активистов — Заремы Садулаевой и Алика Джабраилова, мы расцениваем приведенные факты как свидетельство реальной угрозы жизни сотрудников «Мемориала». Редакция «Новой газеты» обращается к генеральному прокурору РФ и министру внутренних дел РФ с просьбой отреагировать на это сообщение адекватным образом, провести расследование и обеспечить безопасность сотрудников ПЦ «Мемориал».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow