СюжетыОбщество

Двойное ведение

Что получится, если одновременно начать один и тот же бизнес в России и Китае. Экономический эксперимент на себе

Этот материал вышел в номере № 102 от 16 сентября 2009 г.
Читать
(Продолжение. Начало в № 101) Организация производства. Россия Наша продукция — средства связи гражданского назначения — представляет собой аппаратно-программный комплекс, состоящий примерно из 2500—2800 отдельных элементов, как собственно...

(Продолжение. Начало в № 101)

Организация производства. Россия

Наша продукция — средства связи гражданского назначения — представляет собой аппаратно-программный комплекс, состоящий примерно из 2500—2800 отдельных элементов, как собственно радиоэлектронных, так и механических. В процессе разработки нового изделия вам потребуется около 8—10 тыс. различных элементов, причем в небольших количествах.

К сожалению, воспользоваться отечественной элементной базой уже в середине 90-х не представлялось возможным даже теоретически, потому что с распадом СССР разрушился и единый радиопромышленный комплекс страны.

Мы обратились к специализированной тайваньской компании с просьбой собрать для нас нужные материалы. По заключении контракта мы зарегистрировались на таможенном пункте, собрав около десятка различных документов.

Пришло время декларировать товар. Согласно нашему законодательству, в декларацию вносятся все раздельные позиции. Каждая декларация может содержать не более восьми видов товаров и исправляться не более трех раз. Если разделить 10 тыс. позиций на 8, то у вас получится 1250 деклараций. Каждая декларация обойдется в 100 долларов США. В принципе это недорого. Но в нашем случае стоимость только заполнения деклараций тянула на 125 тыс. долларов, не говоря уже о таможенной пошлине и НДС. Вторым, даже более сложным, препятствием было внесение в декларацию всех позиций с определением кодов ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешне-экономической деятельности). В основу кодов ТН ВЭД легли разработки департамента статистики ООН. В рекомендациях ООН особо оговаривается, что применение данных кодов в фискальных целях может вызвать серьезные проблемы из-за их внутренней противоречивости и использование статистических кодов в этой области должно иметь ясные ограничения.

Но при просмотре российских кодов ТН ВЭД и привязанной к ним системе ставок, тарифов и сборов понимаешь, что рекомендации специалистов ООН не показались важными для нашего правительства и соответствующих министерств. Разработанные специалистами ООН коды товаров и услуг были в полном объеме и без всяких ограничений применены для фискальных целей. Для компаний, связанных с реальным производством и в силу объективных обстоятельств вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность, такое «творческое» применение разработок ООН стало ежедневным кошмаром — и если не главной статьей расходов, то основной «точкой неопределенности» с неконтролируемой потерей времени и сил.

Нам пришлось приобрести программу для декларирования, нанять специального человека и приступить к процессу. Казалось, это никогда не кончится: только на внесение позиции «шнурок для корпуса» пришлось три раза переписывать декларацию. Сначала мы написали «шнурок из искусственных материалов для корпуса», но это не понравилось. Затем «шнурок из синтетических материалов для фиксации корпуса», но и так тоже было неверно. Окончательный вариант выглядел следующим образом: «Шнурок из синтетических ненатуральных волокон для фиксации корпусных изделий приемо-передающих устройств не для гражданской авиации». И так по каждой позиции. Кроме этого выяснилось, что таможенники могут сами изменять цены на ввозимые товары, если им кажется, что цена занижена или завышена. Это называется корректировкой таможенной стоимости (КТС). Таким образом, чиновникам предписано бороться с умышленным занижением (завышением) цены декларируемых товаров.

Для развития производства сложных электронных изделий на территории России это просто убийственно. Очень часто в одну группу товаров попадают совершенно разные вещи. Например, концертный микрофон может стоить свыше 1000 долларов США, а наш микрофон для бытовой радиостанции — около 5—10 центов. В статистике оба товара могут быть отнесены к одной группе «микрофоны электрические» и их «средняя» стоимость будет в районе 500 долларов США. При этом импортер готового изделия (концертного микрофона) может реально занизить стоимость и задекларировать свой товар по 500 долларов США, а импортера микрофонов для walkie-talkie могут заставить заплатить за него более 1000% ввозных пошлин, проведя пресловутую КТС.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Для решения всех этих «задач» у нас сама собой создалась таможенная группа, которая ходила туда как на работу в течение нескольких недель.

В результате сроки разработки продукта серьезно сместились, увеличились накладные расходы, минимум в два раза возросла стоимость опытно-конструкторских работ.

Продажи. Россия

Во второй половине 90-х годов мы все-таки наладили производство средств связи в ближайшем Подмосковье и стали конкурировать на внутреннем рынке с импортными аналогами. Более того, появился спрос на наши изделия и у зарубежных потребителей, прежде всего в странах СНГ. Но и здесь нас ждал очень большой сюрприз со стороны наших регулирующих и надзорных органов. Все началось с запроса государственного предприятия «Азалавиа» (Азербайджан) в нашу компанию по поводу приобретения тридцати радиостанций гражданского диапазона для наземных служб аэропорта. Сумма контракта была небольшая, но для нас важен был сам факт выхода пускай на ближний, но все-таки зарубежный рынок. Мы подписали контракт и пошли оформлять его на таможню. Кроме обязательных для декларирования документов у нас на руках было еще семь документов.

Но оказалось, что этого недостаточно для таможни. Чтобы понять, что это за товар, кто и где его производит, и дать разрешение на экспорт, таможня потребовала справку Минобороны РФ, что это не военные радиостанции, доказательства, что эта продукция произведена нашей компанией, бухгалтерскую справку, что мы добавляем не менее 30% стоимости на своем производстве, разрешение «Азалавиа» на право использования радиостанций (хотя это другое государство и там может в принципе не быть этих разрешений). Причем собирать эти документы необходимо на каждую поставку, независимо от того, что вы отгружаете одну и ту же продукцию. Оформление занимает не менее полутора месяца. В конце всей этой процедуры наш клиент из государственной азербайджанской авиакомпании сказал, что он потратил меньше времени на оформление нескольких «Боингов» в США, чем на покупку наших средств связи. Такая же история произошла и с простыми зарядными устройствами для аккумуляторов, которые у нас хотело купить МВД Республики Узбекистан. При оформлении контракта кроме уже известных нам документов с нас дополнительно попросили справку, что МВД Республики Узбекистан находится на налоговом учете в Узбекистане.

Продажи. Китай

В Республике Китай также существуют таможенные тарифы и пошлины на товары. Но под регулирование попадают только готовые к применению изделия, идентификация которых не вызывает сомнений. Весь процесс оформления занимает несколько минут. Конечно, никто даже не понимает термина КТС для товаров, которые имеют официальную контрактную цену. Если у кого и возникнут подозрения, то для этого есть судебная процедура. И если таможня сумеет доказать, что имеется факт занижения (завышения), то импортер возместит затраты и понесет соответствующее наказание, а если нет, то весь груз ответственности ляжет на государство.

Хочу особо отметить, что лично нам как предприятию-изготовителю даже не приходилось непосредственно сталкиваться с таможенной службой Тайваня, а позже и континентального Китая — все необходимые таможенные процедуры делают сами транспортные компании. За 15 лет работы ни разу не возникала проблема задержки комплектующих на таможне.

Процесс экспорта в Республике Китай достаточно прост. К вам приходит запрос на поставку, например, десяти приемо-передающих устройств. Вы выставляете клиенту проформу-инвойс. Клиент ее оплачивает (независимо от страны), и вы поручаете транспортной компании доставить продукцию. Никаких дополнительных документов, кроме стандартных (упаковочный лист, инвойс), не требуется. Не нужен даже контракт. Все это занимает около десяти минут неспешной работы. После отправки продукции с территории Республики Китай НДС возвращается автоматически в течение пяти рабочих дней. Самому ходить на таможню не надо.

В современном мире основу заказов составляют не тысячные партии, а масса мелких поставок, которые в совокупности ничуть не уступают большим контрактам и гораздо более выгодны, так как делают компанию устойчивой к потере нескольких клиентов. Так торгуют большинство небольших инновационных и технологических компаний в Китае и других странах ЮВА, составляя основу высокотехнологического экспорта, о котором так мечтают наши власти.

(Окончание следует)

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow