СюжетыЭкономика

Как нам поднять «ведро с болтами»

Вероятно, АВТОВАЗ сможет производить качественные автомобили. Не забывая о производстве детских автомобильчиков…

Этот материал вышел в номере № 103 от 18 сентября 2009 г.
Читать
15 сентября 2009 года на сайте Министерства промышленности и торговли появился доклад заместителя министра Станислава Наумова о развитии бизнеса в России, в котором предлагается разместить на освободившихся площадях завода в Тольятти...

15 сентября 2009 года на сайте Министерства промышленности и торговли появился доклад заместителя министра Станислава Наумова о развитии бизнеса в России, в котором предлагается разместить на освободившихся площадях завода в Тольятти технопарк по производству игрушек и велосипедов.

Возникло сразу несколько вопросов: 1. Производство автомобилей сворачивается, взамен приходят детские автомобильчики? 2. Можно ли спасти АВТОВАЗ другими способами, или его нельзя спасти в принципе? 3. Как помочь тысячам людей, которые (в любом случае) будут уволены с завода. На эти вопросы ответили эксперты, в т.ч. наш обозреватель Юрий Гейко.

Будут ли игрушки?

— Нас не совсем правильно поняли, — комментируют заявление замминистра Наумова эксперт по коммуникативным технологиям Министерства промышленности и торговли РФ, пожелавший остаться неизвестным. — Необходимо разграничивать процессы, происходящие на ОАО «АВТОВАЗ» и программу поддержки малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле, в рамках которой Станислав Наумов и предложил «игрушечный» проект. В этом русле разрабатывается Ведомственная целевая программа, в которой изложены отраслевые стратегии в преломлении к малому и среднему бизнесу. Там есть проекты по фармацевтике, легкой промышленности. В числе прочих — поддержка производства детских товаров. Именно в этом ракурсе нужно рассматривать инициативу замминистра Станислава Наумова по созданию в Тольятти на освободившихся площадях АВТОВАЗа технозоны по производству игр и игрушек.

Председатель официального профсоюза АВТОВАЗа Николай Карагин поддерживает идею о запуске технопарка, но — не на территории завода:

— На территории завода нет свободных площадок. Но в городе это можно организовать. Предприятие на 1000 или 1500 рабочих мест — неплохая идея во время кризиса. Ведь в Тольятти уже 11 500 безработных (без учета кандидатов на увольнение с АВТОВАЗа).

Перспективной считает идею создания технопарка и Андрей Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики, правда, ему не нравится способ ее реализации:

— Нельзя малый и средний бизнес насаждать сверху. Потому что в этом случае это будет очередной повод для разворовывания государственных денег. Надо ориентироваться на частную инициативу со стороны малого и среднего бизнеса. И скорее говорить о возможных стимулах для такого рода предприятий, если они будут приходить в Тольятти и открывать там новые производства.

Представители самарской группы компаний «Гранд Тойз», упомянутой в докладе господина Наумова в качестве исполнителя проекта технопарка, пока отказались о комментариев. Известно лишь, что компания является поставщиком игрушек из России, Белоруссии, Китая и Польши.

Что будет с безработными

14 сентября 2009 года президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров подписал приказы об отмене режима неполной рабочей недели, введенного 1 сентября 2009-го, и об оптимизации численности персонала. Согласно этим документам, после 14 декабря 2009 года сокращается 5000 руководителей, специалистов и служащих, большинство из них — люди пенсионного возраста. Появившуюся в СМИ информацию о том, что к 1 декабря 2009 года АВТОВАЗ уволит 36 тысяч человек (из 102 тысяч работающих), на заводе не подтвердили.

— Все-таки надеемся, что массового сокращения работников на АВТОВАЗе не будет, — говорит председатель вазовского профсоюза Николай Карагин. — Из 5 тысяч человек, которых планируется уволить, около 3 тысяч достигли пенсионного возраста. Им будет оформлена пенсия — 20% от среднемесячного заработка за год работы. Прорабатывается также возможность права досрочного выхода на пенсию мужчин в возрасте 58 лет и старше, женщин в возрасте 53 лет и старше. Таких работников среди кандидатов на увольнение — 1500.

Между тем многие эксперты полагают, что заводу для оптимизации расходов, как это ни печально, придется сократить гораздо больше, чем 5000 человек.

В текущем году ОАО «АВТОВАЗ» произведет примерно втрое меньше машин, чем в 2008-м. Падение покупательского спроса на автомобили, по оценкам многих отраслевых экспертов, сохранится еще как минимум два года.

Что будет с производством

— Во всем мире автомобильная промышленность растет за счет мощных государственных вливаний. Они носят системный характер, — говорит доктор экономических наук, директор Института исследования постиндустриального общества Владислав Иноземцев. — Кроме того, многие государства мира поддерживают спрос на отечественные автомобили искусственным образом. В Германии, например, при покупке новой машины государство выплачивало задаток 2,5 тыс евро. Так как российское правительство ничего подобного не делало, резкого спада производства на предприятиях нашего автопрома следовало ожидать.

И хоть финансовая подпитка АВТОВАЗа в ходе кризиса была существенной, денег хватило только на погашение задолженностей завода и на его функционирование. Дело в том, что минимальное количество машин, которое необходимо продать АВТОВАЗу, чтобы предприятие себя окупало, — более 730 тыс по году выпуска. Если АВТОВАЗ выпускает или продает меньше этой цифры, значит, работает в убыток, который надо покрывать. На это пошла часть госсубсидий.

Есть еще один нюанс. Несмотря на кризис, в марте 2009 года тогдашний президент АВТОВАЗа Борис Алешин сообщил, что завод вскоре выпустит новый народный автомобиль. Машина будет создана на базе «Калины» и придет на замену сразу и «классике», и «Самаре». Стоить она будет от 180 000 рублей (чуть больше пяти тысяч долларов) с мотором 1,4 литра и без подушек безопасности или кондиционеров. Дорогие версии будут стоить до 250 000 рублей. Кроме того, завод продолжает работать над 7-местным автомобилем на базе Renault Logan.

«С 21 мая 2009 года руководство АВТОВАЗа реализует антикризисную программу, что уже в первом полугодии привело к снижению убытков на 3,7 млрд рублей. Общий эффект от внедрения программы в 2009 году составит 11,5 млрд рублей», — сообщили «Новой» в АВТОВАЗе.

Кроме того, «принято решение отказаться от выплаты любых премий, вознаграждений и бонусов за 2009 год».

«Новая» следит за развитием событий и сокращением убытков.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow