СюжетыОбщество

Все смешалось в семье Салонен

Этот материал вышел в номере № 103 от 18 сентября 2009 г.
Читать
Финская прокуратура предъявила обвинение россиянке Римме Салонен в незаконном лишении человека свободы, похищении ребенка и в воровстве. Суд по ее делу состоится 29 сентября в окружном суде Тампере, обвинителем выступает прокурор Мика...

Финская прокуратура предъявила обвинение россиянке Римме Салонен в незаконном лишении человека свободы, похищении ребенка и в воровстве. Суд по ее делу состоится 29 сентября в окружном суде Тампере, обвинителем выступает прокурор Мика Макинен. Россиянке грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет. Этот, на первый взгляд обычный семейный спор, на суде может перерасти в дипломатический скандал и ухудшение отношений между Россией и Финляндией.

Скандальную огласку это уголовное дело получило 9 мая 2009 года, когда на участке ОКПП «Выборг» госграницы между Российской Федерацией и Финляндией, финский дипломат в багажнике тайно вывез ребенка, гражданина Финляндии.

Вывоз за кордон происходил примерно так: машина с дипломатическими номерами финского генконсульства в Санкт-Петербурге, согласно правилам международного соглашения, миновала многочисленные ведомственные проверки и подъехала к пограничному контролю. Водитель после формальной проверки был пропущен без досмотра автомобиля и вне очереди. В тот же вечер финская пресса сообщила о спасенном финском мальчике, которого в апреле прошлого года незаконно вывезли на территорию Российской Федерации.

Известная финская многотиражка опубликовала скандальное фото – счастливый отец Пааво Салонен со спасенным сыном на фоне багажника спасителя, где четко просматриваются дипломатические номера автомобиля. На следующий день, 10 мая, премьер-министр Ванханен официально заявил прессе, что «спасение ребенка – результат совместной работы всех структур и ведомств», что «в середине мая был созван кабинет министров по урегулированию кризисной ситуации, и все решалось на правительственном уровне». На вопрос журналиста, знал ли Ванханен, что ребенка вывезут в багажнике (и другие детали спецоперации), премьер отказался отвечать. Глава МИД Финляндии, чей сотрудник вывез ребенка, считает, что все было законно и гуманно, но детали операции тоже не разглашает.

Однако уже ни для кого не секрет в Финляндии, что спасение ребенка обсуждалось на самом высоком уровне, и осуществлялось путем координации разных министерств и служб, в том числе и специальных. Да и кадровый дипломат Симо Пиетиляйнен (Simo Pietilainen) не мог знать техники вывоза за кордон: ранее точно так же на том же месте ОКПП в багажнике автомобиля резидент МИ-6 в СССР вывез своего агента (знаменитая история с О. Гордиевским), да если бы и знал, то не осмелился бы.

Журналисты продемонстрировали стенограмму обсуждения президентом с премьером и кабинетом министров путей спасения маленького гражданина Финляндии. Сам премьер считает, что спас ребенка. Спаситель-дипломат объявлен российским МИД персоной нон грата. Он совершенно не раскаивается, и продолжает работать в финском МИД экспертом, более того, теперь его считают национальным героем. Пааво Салонен (Paavo Salonen) счастлив и благодарит государство и народ Финляндии за поддержку, он считает, что «все они совместно спасли его ребенка от религиозной секты в России».

Но для торжества закона требовалось наказать виновных, как сказал анонимный источник финской полиции: «Важно было пресечь прецедент незаконного вывоза детей при разводах и других обстоятельствах». Подозреваемая и ее сообщники должны были оказаться под следствием, а дальше предстать перед судом. Но главный фигурант преступления была недосягаема для финского правосудия, поскольку проживала в сопредельном государстве, и возвращаться на свою третью родину не спешила. По утверждению финской стороны, гражданка Финляндии и России Римма Салонен (ранее Зорина, Казакова, Иванова), 1961 г.р., уроженка г. Кохтла-Ярве (бывшая ЭССР, ныне Эстонская Республика), во время проживания в Финляндии имела статус безработной. В марте 2008 года она по поддельным документам вывезла пятилетнего сына, уроженца г. Тампере (Финляндия) Антона Салонена (Salonen Anton Armas), в Россию.

Между тем в апреле 2009 года Римма сама обратилась в милицию России с заявлением, что бывший муж Пааво Салонен похитил Антона когда она выходила с ним на прогулку из дома в городе Балахна Нижегородской области, где она временно проживала. Кроме милиции она, по совету своего российского адвоката, обратилась с заявлением в ГУВД Санкт-Петербурга и УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Дело россиянки взяли под контроль МИД и другие федеральные органы России. Судьба несчастной матери не оставила равнодушными российских правозащитников, прессу и другие общественно-религиозные организации, а также Общественную палату при президенте России в лице господина Александра Соколова.

Звонок оттуда

Однако в один прекрасный день все действия многочисленных организаций России по защите соотечественницы и возвращению ребенка в Россию приостановил звонок из Финляндии. Звонил комиссар полиции Анци Кока (Anssi Koykka) из центральной криминальной полиции. Разговор между Риммой и комиссаром состоялся «о большой сумме», ранее арестованном счете, «которая находится в полиции и принадлежит ей» – это «накопившиеся деньги»: пособие по безработице, пособие на ребенка, алименты… Римме сообщили, «что она может ими воспользоваться, только надо заплатить незначительную сумму – долги по квартплате ее старшего сына Никиты (от другого брака), который тоже проживает в Тампере.

– Сколько там? – спросила Римма.

– Ну, примерно 40 тысяч евро, – ответил комиссар.

Но Римме нужны были еще гарантии неприкосновенности от властей Финляндии, поскольку она находилась в розыске. Опытный сыщик Анци Кока, поработавший не один год в отделе по борьбе с организованной преступностью, и знавший все нюансы психологии выходцев из бывшего СССР, произнес волшебную для каждого жителя России фразу, «что он решит все вопросы», а если ее задержат на границе или внутри страны, «то дайте мой телефон, и я все решу».

Дальнейшее было делом техники. 1 августа этого года в префектуре полиции г. Тампере приехавшая за деньгами Римма Салонен была взята под стражу и препровождена в арестный дом (типа КПЗ при РОВД, но еще не СИЗО). Узнав, что его экс-супруга арестована, на следующий день приехал Пааво, прихватив сына Антона, а после освобождения 3 августа власти разрешили Римме погулять с сыном. 70-летний Пааво под прицелом многочисленных фото- и кинокамер местной прессы помогал Римме переносить чемоданы. Финская общественность успокоилась: вроде бы Пааво и Римма помирились и ради ребенка нашли компромисс. В газетах появились позитивные статьи, все понимали, что государство пошло навстречу, и, скорее всего, Римму выпустили под подписку о невыезде. Римма в разговоре со мной сказала, что ей предъявили обвинения по трем статьям, но она не знает, по каким пунктам – это и «похищение ребенка», «захват ребенка», «расхищение чужого имущества». В Финляндии это серьезные обвинения, и финский уголовный кодекс наказывает по всей строгости закона без освобождения по подписке о невыезде, как рассказал тот же сотрудник полиции (до окончания следствия полиция в Финляндии не дает официальных комментариев). Закон (Rikoslaki) предусматривает: «захват заложников» – гл. 25 ст. 4; «похищение ребенка» – гл. 25 ст. 5; «кража», «расхищение чужого имущества» – гл. 28 ст. 1 – по совокупности с прицепом ст. УК «по предварительному сговору лиц», тянет на 10 лет, без освобождения во время следствия под залог.

Новые обстоятельства

Но обстоятельства изменились, и Римма сменила старого адвоката Хейкки Лампела, и вообще решила напомнить о своей судьбе. Новым адвокатом Риммы Салонен стал доцент Хельсинкского университета и председатель Антифашистского комитета Финляндии политолог Иохаан Бекман (Johan Bäkman), который более известен как защитник русскоязычных жителей в Балтии и участник разных проектов Кремля (движения «Наши», «Соотечественники» « Ночной дозор», «За право человека (Запчел)») и т.д. По этому поводу в середине августа в Тампере в зале «Метсо» даже была созвана пресс-конференция, где присутствовали журналисты всех центральных и местных СМИ, и где выступила Римма Салонен.

«Наконец-то у меня появился настоящий защитник. В лице господина Бекмана наконец нашелся человек, который не боится защищать право русскоязычных жителей Финляндии. У меня появилась возможность рассказать о своей боли, наконец появился человек, который защищает права матери. Больше всего меня волнует то факт, что в многочисленных публикациях и ТВ-показах мое внутреннее напряжение остается за кадром. Я хорошая, любящая, заботливая мать. Хочу поделиться с вами своим несчастьем. Это не только моя трагедия, а всего мира. Теперь полиция считает, кто должен воспитывать наших детей, безжалостно выхватив из рук матери маленького ребенка. Пааво всегда хочет управлять делами в семье. Он мелкий мошенник. После моего отъезда с Антоном в Россию, он приехал ко мне на квартиру и похитил телевизор, dvd, пылесос и много ценных вещей. Еще раньше он мошенническим путем продал мою квартиру в Таллинне, украл у меня дорогие сережки. Зачем 70-летнему старику маленький ребенок? Это все завязано на деньгах, он хочет получить дотации от государства и не платить алименты, также путешествовать, останавливаться в дорогих гостиницах, и тратить деньги на свои удовольствия…» (Диктофонная запись.) Дальше слушать убитую горем мать, у которой похитили ребенка, действительно очень тяжело.

Я спросил, зачем вы выходили за него замуж, ведь 10 лет назад ему было 60, это было любовь с первого взгляда или…

Римма: «Нет. Любви не было ни с первого взгляда, ни вообще, это он влюбился в меня… но я просто ему поверила. Мы познакомились во время футбольного матча 1993 году в Таллинне, поженились 1995 году, а развелись 2003-м. В этом же году у нас родился Антон…».

Вместо эпилога

Действительно, копаться в чужом несчастье дело неблагородное, да и, как говорится, чужая душа потемки. Таких дел в той же в Финляндии с разводами русских жен с финскими парнями со скандалами десятки, но в отличие от всех прочих, чисто уголовное дело Салонен не без помощи заинтересованной стороны неожиданно принимает политическую окраску, в него оказываются замешаны российские правозащитники, политологи, дипломатические службы России и Финляндии. В ходе следствия выяснилось, что сотрудник генконсульства России в Финляндии в г. Турку (генконсул Сафронов) за два дня выдал незаконно визу Антону Салонену, а по другой (неофициальной) версии – паспорт гражданина России, без согласия отца. Поэтому финская сторона не считает Антона Салонена гражданином России. Набирает обороты и скандал вокруг общества, где состояла Римма Салонен. По показаниям двух членов общества преподобного Серафима Саровского в г. Вамбола, существовал преднамеренный сговор для тайного переезда Риммы и Антона в Россию, на допросе в полиции Лена Нурминен (Nurminen) и Татьяна Каало (Kaalo) рассказали дознавателю что Римма увозила ребенка от отца тайно, по предварительному сговору с другими лицами, что якобы настоятель общества отец Алексей категорически требовал от Риммы увезти ребенка от отца в Россию и в этом ей помогала руководитель общества Татьяна Куусисто (Tatjana Kuusisto), против которой тоже ведется следствие в рамках этого уголовного дела. Непонятно, зачем надо было оформлять визу ребенку в России, если у Антона (как утверждает Римма) уже было российское гражданство, которое, кстати, не признал даже Балахинский районный суд Нижнего Новгорода. И наконец, никто не понимает в свободной, богатой и самодостаточной Финляндии, зачем для защиты прав человека надо подключать «соотечественников» из Москвы и приглашать Антифашистский комитет, когда для этого существуют квалифицированные адвокаты, свободная пресса, законы и независимый суд. Финская общественность задается вопросом: кому это выгодно и зачем политизировать это и так непростое для человека дело?

Тем не менее, Римма сдаваться не собирается, сегодня она живет у своего старшего сына в Тампере и никуда уезжать не планирует, она «готова бороться до конца за свои права». Государство, обвинившее Римму Салонен и ее сообщников в самых тяжких преступлениях, тоже не собирается идти на компромисс. Со слов местных журналистов, а также стороны обвинения, в связи с появлением политики в этом уголовном деле уступок быть не может, потому что суд в стране независимый и не позволит спекулировать на ситуации. Вслед за Антифашистским комитетом появились заявления местной политической организации «Про Карелия» (уже в защиту отца) - с антироссийскими выступлениями, да и сам Пааво Салонен официально заявил в прессе: «Пока у Риммы будет такой защитник, как политолог Иохаан Бекман, она сына не увидит никогда». Но как бы там ни было, всем понятно, что все равно финское государство и суд по гуманным соображениям никогда не решатся разлучить мать с ребенком.

Вот и тянется теперь судебная волокита уголовного дела Риммы Салонен по принципу: осудить нельзя, а оправдать совестно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow