СюжетыКультура

«Куда нас ведет вся эта музыка? К мазохизму?»

Дэвид Макфадьен. Русские понты: бесхитростные и бессовестные. — М.: Альпина нон-фикшн

Этот материал вышел в номере № 106 от 25 сентября 2009 г.
Читать
Большое и яркое видится на расстоянии, а родимые понты настолько велики и впечатляющи, что автор книги, профессор-шотландец, работающий в Калифорнийском университете, разглядел их из такого нехилого далека. Справедливости ради надо...

Большое и яркое видится на расстоянии, а родимые понты настолько велики и впечатляющи, что автор книги, профессор-шотландец, работающий в Калифорнийском университете, разглядел их из такого нехилого далека. Справедливости ради надо заметить, что в России он все-таки регулярно бывает. Причем не только по работе, но и по душевной склонности, написал десяток книг по современной русской культуре и даже стал одним из создателей в Лос-Анджелесе уникального веб-портала, полностью посвященного нашей нынешней музыке. Короче, не чужд и вообще энтузиаст. Видимо, это и вдохновило на исследование одного из самых удивительных и оригинальных отечественных феноменов — кроме загадочной русской души, разумеется.

«Основная гипотеза этой книги так же примитивна, как и ее автор: Россия — страна большая, поэтому и порождает большие идеи. Жители Люксембурга вряд ли живут «душой нараспашку». В России, как знают дальнобойщики, все по-другому, и людям надо рассказывать диковинные истории, чтобы их байки соответствовали необъятной родине. Величие российских просторов, полных снега, деревьев и пустых бутылок на всех ее одиннадцати часовых поясах, вызывает чувство оцепенения. После чего приходят гордость и священный трепет. Одновременно. Отсюда и бутылки. Эта книга показывает пути от гордости к трепету, от понтового и ложного ощущения уверенности в себе — и в мире вообще — к колебаниям и позитивным тайным сомнениям. Эти чувства сосуществуют и порождают особые повествования, направленные на то, чтобы скрыть, как близки одно другому эти самые чувства. Люди, способные на малое, понтово утверждают, что умеют всякое разное».

Это посыл, точка отсчета. А дальше все, как в серьезных западных научных исследованиях: исторические экскурсы, важнейшие аспекты, новейшие тенденции — слегка тяжеловесно, но внушительно. Широта охвата производит сильное впечатление — от видов понта, начиная с детской площадки, до тяжелых понтов: русского рока и проблем пафоса, легких понтов: гламурной попсы и негламурного шансона и почти неосязаемых понтов: ТВ, кино и дальше… в Рунет. Особенно интригуют главки «Фон понта: русскость сегодня как земля и бескрайний потенциал», «Культура и ее «депрессуха» из-за упадка правильной речи», «Там, где кончается мат, начинается молчание и все, чего боятся понтярщики», «Почему нас связывают с родиной эмоции, а не слова» и «Куда нас ведет вся эта музыка? К мазохизму?».

Уже к концу чтения книги, после безуспешных поисков переводчика (порой смущали некоторые обороты и очевидные американизмы), было сделано поразительное открытие — книга-то написана по-русски! Что добавляет ей как минимум десяток баллов по шкале ценности. И отдельное спасибо уважаемому профессору, что удержался и не назвал наши понты «бессмысленными и беспощадными».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow