СюжетыОбщество

Москва, Пречистенка, дом 3

Девять месяцев со дня трагедии. Что произошло за это время на месте гибели Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой?

Этот материал вышел в номере № 120 от 28 октября 2009 г.
Читать
До середины лета на ступеньках и карнизах стояли свечи и портреты, иногда появлялись свежие цветы. От проникшей влаги фотографии в застекленных рамках подпортились, и тогда друзья убитых их заменили. Потом пришла пора каникул и отпусков....

До середины лета на ступеньках и карнизах стояли свечи и портреты, иногда появлялись свежие цветы. От проникшей влаги фотографии в застекленных рамках подпортились, и тогда друзья убитых их заменили. Потом пришла пора каникул и отпусков. Этим воспользовались те, кому поминальные свечи и цветы мозолили глаза. С карнизов исчезли портреты, зато на стене рядом появились надписи: «Смерть жидам!» и «Антифашизм убивает!»

Надписи быстро закрасили. Только вот не муниципальные службы, а все те же друзья. Невольно вспомнилось, с какой оперативностью сработала милиция, когда в канун сорокового дня со дня гибели Стаса и Насти на этом доме была прикреплена памятная доска с их портретами и надписью: «Они погибли за свободу. Вечная память». Милиция прибыла в момент установления доски, а на следующее утро та бесследно исчезла (см. «Новую газету», № 21 от 2.03.2009).

В сентябре портреты Бабуровой и Маркелова были выставлены заново. Снова к ним понесли цветы и свечи. На сей раз они простояли около месяца, разделив участь предыдущих.

Тем временем памятник Станиславу появился этим летом в горах между Геленджиком и Туапсе. Его установили участники лагеря им. Че Гевары — представители 20 городов России.

«Стас приехал к нам в июле 2008 года между своими судами, — рассказывает комиссар лагеря Ольга Иванова. — Он называл себя антифа, ненавидел фашизм, и в лагере говорил о том, что его волновало: об угрозе неонацизма в России. Сила его личности была велика: красивый, бесстрашный и бесконечно оригинальный парень».

А Пречистенка… На месте публичной казни Стаса и Насти должна появиться памятная доска. Внося предложение о мемориальном знаке, мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что проблема при положительном решении не исчезнет. И если доски не будет, на Пречистенку все равно будут приносить цветы и свечи, а это в свою очередь может провоцировать нацистов на хулиганские выходки. Но это уже относится к вопросу защиты, в век электроники, вероятно, решаемый.

Кто-то, возможно, и не по злобе вовсе скажет, что Белые палаты, выстроенные соратником молодого Петра I князем Б.И. Прозоровским, — не место для такой доски. Но во всех средневековых городах Европы на более древних стенах есть мемориальные доски. Например, в Вечном городе — на месте похищения фашистами и зверски затем убитого депутата-социалиста, адвоката и антифашиста Маттеотти…

P.S.Портреты Стаса и Насти снова появились на Пречистенке.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow