СюжетыОбщество

Змеелов

В Туркмении арестован эколог Андрей Затока

Этот материал вышел в номере № 120 от 28 октября 2009 г.
Читать
На рынке туркменского города Дашогуз 20 октября на Андрея Затоку набросился неизвестный мужчина. Появившиеся рядом полицейские арестовали не провокатора, а самого Затоку. Сейчас известный эколог, знаток местных змей, находится под стражей,...

На рынке туркменского города Дашогуз 20 октября на Андрея Затоку набросился неизвестный мужчина. Появившиеся рядом полицейские арестовали не провокатора, а самого Затоку. Сейчас известный эколог, знаток местных змей, находится под стражей, на него заведено уголовное дело за нанесение телесных повреждений.

Затока с 1992 года состоит в Социально-экологическом союзе. Ему 53 года, живет в Туркмении с 1982 года, после окончания биофака Уральского университета. Специалист по змеям данного региона, работал в местном заповеднике. Его жена и дети живут в России. Кроме туркменского имеет и российское гражданство.

Андрея Затоку арестовывают уже второй раз. В декабре 2006 года его обвинили в незаконном хранении оружия и сильнодействующих ядовитых веществ, и в январе 2007 года он был приговорен к 4 годам заключения условно. Осенью того же года Андрей был помилован, но ему было запрещено покидать страну.

Затока — последний из арестованных во времена правления Туркменбаши общественных активистов. Судили его уже при новом руководстве страны. Приговор тогда выглядел довольно мягким — это объясняли желанием новых властей создать себе имидж реформаторов.

Виталий Пономарев, руководитель центрально-азиатской программы «Мемориала» считает, что ситуация с новым арестом Андрея Затоки отражает общее ужесточение внутренней политики в Туркменистане. «После смерти Ниязова правозащитники отмечали некоторое ее смягчение, и еще больше — ожиданий. Но прошло время, а дела политзаключенных ниязовского периода не пересмотрены. Туркменистан продолжает оставаться страной, где нет открыто действующей оппозиции, ни одной правозащитной организации, национально-культурных центров, ни одного независимого СМИ, ни одного аккредитованного иностранного корреспондента. Страна по-прежнему очень закрытая, въехать даже к родственникам — проблема. Существуют большие списки невыездных.

После смерти Ниязова были отменены наиболее абсурдные вещи. Отменили запрет цирков, освободили несколько заключенных. Но реформы остановились, до сих пор действует постановление 2003 года, по которому любая критика внутренней и внешней политики приравнивается к государственной измене».

В российском посольстве в Ашхабаде «Новой» сообщили, что изучают ситуацию. В посольство поступают обращения общественных организаций в поддержку Андрея Затоки. По телефону приемной МВД Туркменистана «Новой» сказали, что не могут дать комментарий по этому делу, и отказались сообщить, кто бы мог это сделать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow