СюжетыОбщество

Без права на жизнь

В селе Усть-Заостровка Омской области успешно осуществлен рейдерский захват дома, в результате которого семья из девяти человек осталась без крова

Этот материал вышел в номере № 124 от 9 ноября 2009 г.
Читать
Это может случиться с каждым. Недалек тот день, когда к вам нагрянут судебные приставы и потребуют освободить занимаемую вами жилплощадь. И не важно, прописаны вы на ней или нет, велика ли ваша семья и есть ли куда вам податься, когда...

Это может случиться с каждым. Недалек тот день, когда к вам нагрянут судебные приставы и потребуют освободить занимаемую вами жилплощадь. И не важно, прописаны вы на ней или нет, велика ли ваша семья и есть ли куда вам податься, когда выкинут на улицу вас с домочадцами. Не имеют значения ни ваш моральный облик, ни наличие или отсутствие коммунальных долгов. Важно только одно: кому понадобилось ваше жилье?

Правовой прецедент, созданный в селе Усть–Заостровка Омской области, означает, что потенциальным бомжем является любой гражданин РФ. А чем вы лучше других? Чем лучше Галины и Владимира Кудашовых, отпахавших на благо страны в совокупности 60 с лишним лет. Сначала это был Советский Союз (родились они и дети их в Казахстане), а после его распада, в 92-м году, переехали в омский пригород. Оформили российское гражданство, устроились в совхоз «Усть-Заостровский»: он скотником, она – телятницей.

Два года прожили с четырьмя детьми, тогда еще малолетними, на съемной квартире. Потом хозяин ее предупредил: «Ищите другое пристанище – продавать буду». Пришли к директору хозяйства (оно к тому времени стало акционерным обществом). Он проникся их положением: сказал, что есть у него на примете домишко брошенный, маловат, правда, для их семьи (37 кв.м.), но им сейчас главное – обрести крышу над головой. «Будете работать у нас – обстроитесь». Крыша в доме протекала насквозь, окна вывалились, половицы прогнили. Директор отрядил на их жилище бригаду строителей – она привела его в божеский вид: перекрыла крышу, стянула каркас, утеплила стены. Полы Владимир Петрович настелил сам. И печку поставил. Жить стало можно.

Профком АОЗТ, рассмотрев ходатайство директора, принял решение предоставить семье Кудашовых дом по адресу ул. Мира, 37. Сельсовет и районная милиция прописали их в нем. «Вот называют 90-е годы лихими, а тогда с нами по-людски обошлись» - говорит глава семейства. Лихо их настигло сейчас - на девятом году укрепления государственности.

Еще две жилых комнаты построили сами. На свои же кровные подвели к дому отопление, канализацию, водопровод. Чтобы заплатить за все это, пришлось 6 лет побатрачить вместе с подрастающими сыновьями (осенью 2002 года «Усть-Заостровское» обанкротилось – все животноводство было сокращено). А еще построили баню, сарай, обнесли строения забором. В общей сложности 14 лет ушло на то, чтобы их жилье стало похожим на человеческое. За это время у сына и двух дочерей появились свои дети. И тут обнаружилось, что живет вся их большая семья в доме на ул. Мира, 37 незаконно.

В декабре 2008 года подала иск в Омский районный суд с требованием об их выселении гражданка Шкунова, которая, по ее словам, проживала в указанном доме до того, как поселились в нем Кудашовы. Кроме слов истица предъявила суду справку о том, что ей был выделен этот дом в 74 году прошлого века решением профкома совхоза «Память Чапаева», на балансе которого он состоял. Еще есть у нее технический паспорт. Что представляют собой и тот, и другой документ, будет сказано ниже. Других бумаг, подтверждающих факт ее проживания в спорном доме - к примеру, ордера, договора социального найма, у Валентины Константиновны нет.

Дом освободился, когда она уехала в Кемеровскую область – там жили ее родители. После их кончины, согласно архивной справке Первой Прокопьевской ГНК, получила их квартиру в наследство, вскоре продала ее и возвратилась в родной регион. Поселилась в селе Пристанское Таврического района – в доме, который, как заявила сама на суде, куплен ей зятем (в деле имеется доверенность, выданная Шкуновой В.К. на право его продажи), из чего следует, что вряд ли она остро нуждается в улучшении жилищных условий. Вопрос, для чего ей понадобился дом в Усть-Заостровке, который она покинула 14 лет назад (как написано в Хозяйственной книге, «выселена за неисполнение обязанностей нанимателя»), остается открытым. Кудашовы рассказали нам так: Валентина Константиновна честно призналась им, что этот дом нужен не столько ей, сколько зятю – человеку, как она говорит, очень влиятельному, с которым судиться им бесполезно – он намерен его продавать. «В этом никто и не сомневается - сказала «Новой» глава Усть-Заостровской сельской администрации Надежда Голюченко – Она говорит об этом открыто. И документы на продажу уже вроде бы подготовлены».

В каких сферах имеет влияние г-н Михайлов А.С. - зять Шкуновой, мы выяснить не смогли. Но определенно он человек состоятельный: самой ей, пенсионерке, к тому же и выпивающей (по этой причине уволена из совхоза по 33-ей статье, после чего и выселена) нанять двух адвокатов было бы не под силу. Поддержал ее исковые требования – о выселении Кудашовых, в том числе двоих младших в возрасте девяти и двух лет – прокурор Омского района Максим Попов. Районный суд, а следом и областной эти требования удовлетворили: всем проживающим в доме на ул. Мира, 37 предписано освободить занимаемую жилплощадь, включая ту, которую построили они сами. О предоставлении им другого жилья в судебном решении речи не идет. К восьми выселяемым, перечисленным в нем, надо добавить еще одного человека, самого маленького – Ярославу: она появилась на свет уже после вынесения вердикта первой инстанцией.

Каким же образом удалось суду его мотивировать? Он руководствовался, как выше сказано, двумя документами. И оба, похоже – липовые. Таково мнение представителей областного комитета по правам человека, куда Кудашовы обратились уже, к сожалению после областного суда. Справка о том, что профком совхоза «Память Чапаева» принял решение выделить Шкуновой жилье в 1974 году, выдана ей спустя четверть века бывшим бухгалтером этого хозяйства. Недавно Владимиру Кудашову удалось ее разыскать: она призналась ему, что писала справку со слов «женщины, которая ее попросила», поскольку подлинника протокола заседания в архиве нет (или она не смогла найти). Запись в Домовой книге на сей счет отсутствует, ордер истицей суду не представлен. По факту подлога выписки из протокола 25 сентября пригородным РОВД возбуждено уголовное дело.

Не возникло у суда сомнения и в техпаспорте, где на имя Шкуновой записан не только дом, предоставленный ей, как она говорит, профкомом, но и комнаты, пристроенные к нему Кудашовыми. Как считают правозащитники, тут просматривается сговор БТИ и муниципальных властей – без их ведома такой документ бы не выдали.

У меня скопилась огромная папка документов обманутых квартиросъемщиков. Это люди различного социального статуса и достатка, но во всех случаях отнимает у них жилье кто-то более влиятельный и состоятельный, чем они. Схемы – схожие: участвуют в них, как правило, правоохранители, местные власти, суды, иногда – арбитражные управляющие.

«В Омской области захват жилья – процветающий бизнес» - говорит председатель КПЧ Валентин Кузнецов. У него тоже много таких обращений. Все истории не опишешь – не хватит газетных полос. Мы пишем только о тех, у кого отнимают последнее. Готовим, в частности, публикацию о женщине - бывшем подполковнике УВД, низведенной до состояния бомжа «настоящими полковниками» этого ведомства.

18-го сентября с.г. судебные приставы выселили Кудашовых из дома, где они прожили 14,5 лет. Девять человек (глава семейства, его супруга, четверо детей и трое внуков) стали людьми без определенного места жительства. Часть из них приютили родственники, часть ютятся на съемной квартире, за которую им трудно платить, потому что работы в Усть-Заостровке нет – перебиваются случайными заработками. Все ходы и выходы бывшего их дома сейчас опечатаны. Валентина Шкунова вселяться в него не спешит: как сказали Кудашовым люди знающие, уже оформлены документы на его приватизацию и продажу.

P.S. Проживает в Усть-Заостровке один человек несомненно влиятельный – губернатор Леонид Полежаев. Здесь, как мы писали ранее, расположен его двухэтажный коттедж («Губернатор пошел огородами», 14 февраля 2008). В свое время законность этого строения вызывала у общественности большие сомнения (например, у председателя земельного комитета), поскольку считалось, что стоит оно на земле, относящейся к федеральной собственности – ранее тут было опытное хозяйство сельского профучилища. Может быть, глава области приютит в своем доме (который у него – далеко не единственный) оставшуюся без крова семью? Места там хватит всем: они – люди непривередливые.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow