СюжетыКультура

Похороните меня на экране

Экранизирована повесть Павла Санаева

Этот материал вышел в номере № 132 от 27 ноября 2009 г.
Читать
Фортуна благоволила к автобиографической повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». В 90-е скромное произведение 26-летнего автора получило Букеровскую номинацию. Потом пошло-поехало. Переиздания, супертиражи, инсценировки....

Фортуна благоволила к автобиографической повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». В 90-е скромное произведение 26-летнего автора получило Букеровскую номинацию. Потом пошло-поехало. Переиздания, супертиражи, инсценировки. Кинематограф, страдающий отсутствием идей, не мог оставаться безучастным. И вот бестселлер «от первого лица» Санаева перенесен на экран.

Режиссер Сергей Снежкин — мастер дотошного воспроизведения реалий. В фильме уплотненный, впихнутый в стены одной квартиры быт середины 80-х. Дефицитные японская техника, конфеты, икра, коробочки, баночки, просто тара с крышечками, потому что дефицит — все. И в центре товарного рая, превращенного натруженными руками бабушки Нины Антоновны в ад для отдельно взятой семьи, — она, бабушка. Нина Антоновна в густо и громозвучно прописанном Светланой Крючковой образе — безумный монстр. Ее окружают враги: дочь — «чума бубонная», ейный любовник — «карлик-кровопийца» (вариант: «алкаш»). И даже любимое чадо — прозрачный несчастик внук, которого бабушка кормит, моет, лечит, клизмирует, — «проклятая сволочь», мечтающая загнать ее, безутешную, в могилу.

Чуть ли не с первых эпизодов она расцарапывает себе в кровь лицо, с воем катается по полу. И не понятно, отчего это мамаша (Мария Шукшина) оставляет на эту припадочную косматую старуху ребенка? Влюбилась? Но спутник ее блекл, не брызжет талантом, как его прототип Ролан Быков. Тихо попивает в соседней стекляшке…

Снежкин — храбрый человек, игнорируя фанатские ожидания, предложил собственное прочтение. Пусть так. Только трагикомическая повесть Санаева подсвечивала полутонами. Повесть Санаева о прощении и любви — перемолотой мясорубкой семейной тирании, хрустящей судьбами близких, захлебывающейся в приступах ненависти и нежности. Фильм не любит, не прощает никого: ни маразматической бабушки, ни трусливого и подловатого деда (Алексей Петренко), ни растерянную мать (Мария Шукшина), ни даже мальчика Сашу (Саша Дробитько). При этом важно отметить, все характеры сыграны блистательно: достоверно и мощно, но… в рамках режиссерской концепции.

Все оттого, что фильм Сергея Снежкина больше чем про одну семью. Он про страну. И Нина Антоновна для домочадцев — чисто Софья Власьевна (как именовали в СССР советскую власть) для всех ее безропотных сыновей-дочерей, энтузиастов нескончаемого долгостроя «светлое завтра». Такая и лекарство вовремя даст, и обучит, и удавит… в крепких объятиях.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow