СюжетыЭкономика

Кого греет «финансовый жирок»

Cокращение поддержки регионов чревато переходом экономических проблем в политическую плоскость

Этот материал вышел в номере № 137 от 9 декабря 2009 г.
Читать
Основной удар экономического кризиса пришелся на федеральный бюджет. Если собственные доходы регионов за первые три квартала снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,2% — до 3,1 трлн руб., то доходы федерального...

Основной удар экономического кризиса пришелся на федеральный бюджет. Если собственные доходы регионов за первые три квартала снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,2% — до 3,1 трлн руб., то доходы федерального бюджета упали за то же время более чем на четверть, на 28,4% — с 8,1 до 5,8 трлн руб. Это признак как амортизирующей роли федерального бюджета в условиях кризиса, так и большего запаса его прочности.

Он имеет колоссальные — 5,3 трлн руб. — неиспользуемые остатки, в том числе вне Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. А когда они будут проедены, некоторое время сможет держаться на плаву за счет займов, практически недоступных основной массе регионов. Да и его доход, даже после сокращения, превышает доход региональных бюджетов почти вдвое.

Говоря о регионах, нужно учитывать их разнородность. Даже в условиях кризиса доходы выросли у 20 регионов, в том числе на Чукотке — в 2,05 раза, в Сахалинской области — на 37%, в Кемеровской области и Кабардино-Балкарии — на 20%, в Амурской области — на 15%.

Упали доходы в 63 регионах, в том числе в Челябинской области — на 40%, Вологодской — на 39%, Кемеровской — на 34%, Тюменской — на 32%, Белгородской — на 30%.

Это привело к росту финансовой помощи регионам со стороны федерального центра: в первые три квартала более чем на 40% — до 1,1 трлн руб. В 18 регионах эта помощь превысила их собственные доходы.

Максимально она увеличилась по отношению к Калининградской (в 1,7 раза), Ярославской (в 1,6 раза) и Вологодской (в 1,5 раза) областям. Но рост не был всеобщим: ряд регионов столкнулся с ее сокращением, в том числе Сахалинская область — на 17%, Чукотка — на 15%, Астраханская область — на 12%.

Финансовая помощь увеличивалась по антикризисным, «нерегулярным» направлениям: постоянные трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности выросли лишь на 2,7% (то есть сократились в реальном выражении) — до 316,1 млрд руб.

Несмотря на рост федеральной помощи, 10 регионам пришлось сократить свои расходы, в том числе Тюменской области — на 21%, Ханты-Мансийскому АО — на 19%, Челябинской области — на 11%, Санкт-Петербургу — на 6% (что бы там ни говорили про «всесильную питерскую мафию») и Иркутской области — на 5%.

Совокупный профицит региональных бюджетов (после получения финансовой помощи центра) составил 221,9 млрд руб. Дефицит наблюдался лишь в 13 регионах, в том числе в Москве — 26,4 млрд руб., Нижегородской области — 6,3 млрд, Вологодской области — 2,4 млрд, Татарстане — 2,0 млрд, Удмуртии — 1,9 млрд и Архангельской области — 1,7 млрд руб. В Астраханской, Кемеровской и Костромской областях, Красноярском и Ставропольском краях, Карелии и Северной Осетии он составил менее 1 млрд руб. Впрочем, в регионах дефицит, в отличие от федерального центра, свидетельствует не столько о финансовых проблемах, сколько о высоком авторитете региона, которому все еще дают взаймы.

Государственный долг регионов составил на 1 октября 2009 года 779,3 млрд руб. и вырос за год почти в полтора раза. Наибольшая его величина у Москвы (233,4 млрд руб.), Московской области (152,8 млрд) и Татарстана (36,5 млрд). Совсем нет госдолга лишь у двух регионов: Ненецкого и Ямало-Ненецкого АО.

Благодаря росту финансовой помощи центра падение собственных доходов региональных бюджетов (на 416,7 млрд руб.) было более чем на три четверти покрыто увеличением масштабов федеральной помощи (на 317,8 млрд руб.).

Реальная степень покрытия была ниже из-за роста цен и увеличения потребности в бюджетном финансировании, вызванной кризисом. Непонимание этого породило переоценку успешности федеральной поддержки, ощущение, что она выполнила свою роль. Как следствие — резкое, на 350 млрд руб. (на 23,8%), урезание финансовой помощи регионам в 2010 году.

Некоторые регионы пока могут чувствовать себя спокойно, накопив неиспользуемые остатки средств: в 8 регионах они превышают 20% доходов. Среди них Ямало-Ненецкий АО (неиспользуемые остатки составляют 42,8% доходов региона), Сахалинская область (36,3%), Чукотский АО (32,3%), Челябинская область (26,5%) и Санкт-Петербург (25,8%). У них, как в начале года у федерального бюджета, накоплен значительный «финансовый жирок». Для остальных регионов намеченное на 2010 год сокращение финансовой поддержки чревато обострением имеющихся проблем, а к концу года — и переходом их в политическую плоскость.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow