СюжетыПолитика

Музей — монахам, икону — олигархам

Правительство сделало сразу два реверанса Церкви: директором Соловецкого музея станет местный архимандрит, а уникальная икона переместится из Русского музея в храм при элитном коттеджном поселке

Этот материал вышел в номере № 137 от 9 декабря 2009 г.
Читать
Министр Александр Авдеев своим приказом назначил новым директором ФГУК «Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник» наместника Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря архимандрита Порфирия (Шутова). А директор...

Министр Александр Авдеев своим приказом назначил новым директором ФГУК «Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник» наместника Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря архимандрита Порфирия (Шутова). А директор министерского департамента культурного наследия Рамазан Колоев направил в Русский музей ультимативное предложение передать изюминку коллекции, ценнейшую Торопецкую икону Божией Матери (XII—XIV вв.) в строящийся храм подмосковного элитного поселка Княжье озеро, что на Новорижском шоссе. Музейщики, не решавшиеся даже реставрировать святыню — настолько она была ветхой, под угрозой увольнения икону выдали. За обоими документами сверкает белый куколь патриарха Кирилла.

«Умножение плодов земных…»

Хорошо известно, что нынешний, современный и энергичный, патриарх РПЦ МП понимает в бизнесе. Не будем в очередной раз вспоминать, как он провел лихие 90-е, но и не станем удивляться обилию деловых персон в ближайшем окружении его святейшества. Одна из таких персон, глава холдинга «Сапсан» Сергей Шмаков, и обратился к Кириллу с интересным практическим предложением — привезти из Русского музея в построенный бизнесменом элитный поселок чудотворную икону на освящение построенного им же элитного храма Александра Невского. Освящение возглавит сам патриарх, причем официальные церковные СМИ подчеркивают, что Шмаков «известен как меценат и благотворитель». «Меценатская» нотка отчетливо звучит в патриаршем письме министру Авдееву от 24 ноября: «Прошу Вас рассмотреть возможность организации временного пребывания иконы «Богоматерь Одигитрия» — Корсунская во вновь отстроенном приделе Корсунской иконы Божией Матери храма святого благоверного князя Александра Невского… Приход готов заключить договор с Русским музеем и оплачивать работу специалистов».

Еще бы, не был готов! Этот уникальный для РПЦ МП приход состоит из одних миллионеров. Поселок Княжье озеро задумывался Сергеем Шмаковым как вотчина состоятельных православных патриотов. Вот как формулирует эту идею сам Шмаков: «Когда-то старые друзья-помещики съезжались друг к другу в гости, коротали за разговорами и чтением книг длинные зимние вечера. Традиции живы и теперь… Мы строим не дома, мы строим образ жизни. Я считаю обязательным строительство в каждом поселке «Сапсана» православного храма». Кроме храма с шестью престолами (таких и в Москве нет) на территории Княжьего озера расположены зоопарк, вертолетная площадка с гаражами для вертолетов, элитные школа «Президент» и детский сад «Голицынский», медицинские центры, банк, рестораны, гостиницы. Нижний барьер стоимости коттеджа для православной элиты — 2,5 млн долларов. Разумеется, преобладает духоносный стиль а-ля рюс, но с использованием лучших мировых технологий, импортных оборудования и стройматериалов. Помимо Княжьего озера Шмаков построил еще 15 поселков бизнес-класса, не считая проектов на Чукотке, которые он осуществлял, будучи вице-губернатором Чукотского автономного округа.

Как сообщает сайт Московской бизнес-школы (MBS), Сергей Шмаков родился в 1968 г., окончил приборостроительный техникум, после чего основал строительную компанию. В возрасте 24 лет стал вице-губернатором Чукотки, потом обратился в православие и родил шестерых детей. Возможно, помимо бизнеса и религии Шмакова с Кириллом сблизил автоспорт — будущий патриарх как-то признался, что любит гонки и быструю езду, Шмаков же — абсолютный чемпион России по ралли-рейдам.

Изучая сайт Княжьего озера, где описываются все прелести спокойного и благополучного загородного жития, понимаешь: «уникальная церковь» предлагается клиенту как часть системы «экстра, все включено». «У нас все самое лучшее», — твердит сайт. Это касается и религиозной жизни «озерных князей», тоже сытой, успешной и благополучной. Духовное окормление жителей? Его осуществляет старец Илий, духовник Оптиной пустыни и, по слухам, самого патриарха. Великое освящение храма? Пожалуйте, вот вам патриарх собственной персоной. Святыня? Древняя чудотворная икона.

В списке объектов инфраструктуры Княжьего озера храм занимает 11-е место. После того как журналисты заинтересовались доступностью этого объекта для простых верующих, представители Московской патриархии начали заявлять, что храм открыт не только для жителей элитного поселка, но и для населения окрестных сел. Однако официальный сайт Княжьего озера утверждает обратное. Там говорится, что «с целью обеспечения высокого уровня безопасности» все объекты инфраструктуры охвачены «многоуровневой системой контроля», включающей «круглосуточный мониторинг территории; патрулирование и объезд улиц; электронный контроль периметра поселка».

Недоступность святыни в подобном месте для простых верующих была одним из аргументов музейщиков против ее передачи нуворишам. Русский музей предлагал поместить чудотворную икону в храм св. архистратига Михаила при музее, но ни патриарх, ни министерство на это не отреагировали. Впрочем, если вся эта история сделала элитный храм чуть более общедоступным, можно только порадоваться. Однако массового паломничества туда все равно ожидать не приходится.

«Очевидно, что если в храм ходят непростые граждане, обладающие большой властью и деньгами, то освящать их достаток должна священная реликвия, соответствующая бизнес-классу, — полагает директор Института религии и права Роман Лункин. — Это не только часть имиджа компании, которая демонстрирует, что у нее действительно может быть «ВСЕ включено», но и привлечение новых клиентов во время экономического кризиса». Реакция музейщиков и вообще культурной общественности России, в массе своей православной, могла бы стать хорошей иллюстрацией здорового гражданского общества, о котором так печется президент Медведев.

Могла бы, но не стала — в Русский музей, сотрудники которого за эти дни написали массу открытых писем, звоня во все колокола, едет комиссия Минкультуры, которая обязательно выявит нарушения в работе отдела древнерусского искусства — главного бастиона сопротивления богомольным нуворишам. Хоть иконы в музее уже нет (и, скорее всего, никогда не будет), хоть власть попрала закон о музейных фондах, виновные в сопротивлении хозяевам жизни все равно будут наказаны.

Эффективный менеджер

А вот на далеких Соловках конфликт между музеем и монастырем разрешился без шума и пыли. Скоро исполнилось бы 20 лет их позиционной войне, столь характерной и для других исторических мест России, где РПЦ МП хочет всего и сразу. Начиная с 1991 г. монастырь постепенно вытеснял музей из занимаемых им помещений на территории Соловецкой обители, но музейщики затягивали реставрацию исторических зданий, что технически затрудняло оформление их передачи. На самом деле на отдаленный архипелаг, с которым не всегда есть сообщение, трудно регулярно завозить материалы и оборудование, так что любые работы идут там медленнее, чем на Большой земле.

При покойном Алексии II патриархия несколько раз ставила вопрос о присвоении Соловкам как месту массового паломничества такого же статуса, как расположенному в соседней Карелии Валааму. С ладожского архипелага насильно выселили «мирское» население, и попасть туда теперь можно только с согласия монастыря. Президент Ельцин в свое время подписал указ о передаче лишь одного острова Соловецкого архипелага — Анзера — в собственность церкви сроком на 49 лет. Сейчас раз в неделю на пару часов туда запускают организованные группы паломников. Саму же Соловецкую обитель продолжают в летний сезон осаждать толпы туристов, в том числе иностранных, от которых монастырь почти ничего не получает (на Соловках есть несколько светских гостиниц и места для палаточных лагерей). Когда патриарх Кирилл заявил о своем намерении в числе первых посетить именно Соловецкий монастырь, стало ясно: наверху есть какой-то план по исправлению положения.

В конце августа прилетевшего на Соловки Кирилла сопровождала представительная свита — министры, губернаторы и разного рода меценаты, входящие в попечительский совет монастыря. Патриарх тогда произнес загадочную фразу: «Соловки займут особое место в жизни страны и всей европейской цивилизации… Здесь будет церковно-научный центр». Прошло немногим более месяца, и 11 октября, в один день, состоялись два судьбоносных для Соловков события. Директор музея-заповедника Михаил Лопаткин, работающий на Соловках с 1976 г., был избран главой местного муниципального образования, а бывший казначей Троице-Сергиевой лавры архимандрит Порфирий назначен наместником Соловецкого монастыря. Навыки управления обширным лаврским хозяйством и финансами очень пригодятся новому наместнику, ставшему еще и директором музея. Очевидно, на базе этого музея и будет создан некий церковно-научный центр европейского масштаба (действительно, европейские туристы, особенно скандинавы, очень любят бывать на Соловках).

Сотрудники музея, включая бывшего директора, отказываются от комментариев, а его официальный сайт не обновлялся с самого дня публикации министерского указа о Порфирии (указа на сайте, кстати, тоже нет). Одновременно у жителей Соловков уже начались проблемы: их предупредили о возможном закрытии школы и детского сада, а танкер с горючим, простояв некоторое время в соловецкой гавани, так неразгруженным и вернулся в Архангельск. Завершим рассказом местной жительницы в блоге «Соловки» (http://community.livejournal.com/solovki/): «В кабинетах больницы развешены иконы. Кругом послушницы, выполняющие роль санитарок. На детский прием приходят взрослые дяденьки в рясах и со шмыгающими носами… За мою жизнь на Соловках (а это 19 лет) никогда обстановка на острове не вызывала такой унылости, тоски и ощущения полной безнадежности, как сейчас. И, уж тем более, никогда не вставал вопрос о том, чтобы нашим, так сказать, «градообразующим» предприятием управлял человек от церкви».


Последние события, особенно история с Торопецкой иконой, значительно обостряют «системный конфликт» между музеями и вообще сферой культуры, с одной стороны, и руководством Московской патриархии — с другой. Последнее, с разной степенью резкости, дает понять, что причины конфликта — в «невоцерковленности» музейщиков. Сейчас эти доводы мало кого убеждают. Трудно найти сегодня в России музейщика, который ненавидел бы православие и прятал святыни от народа, в том числе от верующих.

Но о подлинной реституции церковной собственности нельзя говорить до тех пор, пока не станет ясно, что у кормила церковного корабля находится избранник церковного народа, а не выдвиженец коррумпированной номенклатуры. Пока же подобные «подарки» патриархии нуворишам и присваивание целых музейных коллекций, судьба которых зачастую оказывается туманна, выглядят как своего рода повторное разграбление церковных ценностей и святынь. Теперь уже руками лиц, облачившихся в рясы и получивших от власти громкие церковные титулы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow