СюжетыПолитика

Чьи-то мечты сбываются

Газопровод с шельфа Сахалина в Приморье прокладывается в обход здравого смысла

Этот материал вышел в номере № 137 от 9 декабря 2009 г.
Читать
Опубликованные недавно итоги финансового отчета «Газпрома» за первую половину кризисного 2009 года неутешительны: чистая прибыль компании упала на 36%. При этом отечественным потребителям надо готовиться к новому росту газовых цен,...

Опубликованные недавно итоги финансового отчета «Газпрома» за первую половину кризисного 2009 года неутешительны: чистая прибыль компании упала на 36%. При этом отечественным потребителям надо готовиться к новому росту газовых цен, поскольку правительство не отказалось от идеи их выравнивания с мировыми. Эксперты считают, что в сегодняшнем виде «Газпром» не имеет достаточных стимулов к сокращению издержек, а его менеджмент скорее заинтересован в продвижении новых дорогостоящих проектов. Таких, например, как строительство газопровода Сахалин — Владивосток…

Еще в начале года губернатор Сергей Дарькин громогласно заявил, что в Приморье таки построят завод по производству сжиженного газа. В самом «Газпроме» к словам главы региона отнеслись сдержанно, поскольку даже для мощнейшей российской монополии такой «свечной заводик» — не игрушка. Источник «из трубы» прокомментировал заявление губернатора очень осторожно, мол, такая идея рассматривается как одна из возможностей по распределению газа на более поздних стадиях развития проекта трубопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток.

Но труба упорно зовет, хотя все понимают: идея строительства завода родилась от безысходности. Прокладка магистрали для поставок в край 2—3 млрд, от силы 4 млрд кубометров в год является практически неокупаемым проектом, поскольку штатная загрузка газопровода большого диаметра — 27—33 млрд кубометров. То есть «Газпром», несмотря на все свое государственное мышление и социальную ответственность, должен очень постараться сделать проект экономически состоятельным.

Впрочем, Сахалин — Хабаровск — Владивосток страдает не только от отсутствия достаточного рынка сбыта, но и от проблем с гарантиями поставок газа. Единственный располагающий резервами добычи к 2011 году проект «Сахалин-1» продолжает вести с «Газпромом» сложные переговоры об условиях продажи газа, и его мощности ограничены 8 млрд кубометров топлива в год. Киринское месторождение (проект «Сахалин-3»), где «Газпром» собирался начать добычу уже в 2014 году, по-прежнему находится в нераспределенном фонде недр. И, судя по словам вице-премьера по ТЭКу Игоря Сечина, вопрос о выдаче лицензии газовому концерну отложен на неопределенный срок, до «оздоровления» ситуации на мировых рынках углеводородов.

Казалось бы, самый логичный вариант для газового концерна — отказаться от проекта, но этот путь выглядит политически недальновидным. Не секрет, команда построить трубу поступила с самого верха, и оспаривать ее, по мысли чиновников, себе дороже. Именно поэтому изыскиваются возможности вывести часть газа на экспорт, пусть и столь витиеватым путем.

Между тем недавно «Газпром» отчитался по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) о прибылях и убытках первой половины кризисного 2009 года. Картина неутешительная. «Чистая прибыль «Газпрома» по МСФО во втором квартале текущего года упала по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 36% — до 192,564 млрд рублей», — сообщила компания в своем пресс-релизе. Среди многих объективных и субъективных причин, включая финансирование непрофильных «футбольных» активов, аналитики отмечают: за минувшие полгода операционные расходы по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом выросли почти на 170 млн рублей, или на 16%, — до 1,2 млрд рублей. В то же время о российских потребителях «Газпром» заботится своеобразно — почти пятикратное повышение внутренних цен на газ, которые должны стать равнодоходными с экспортными поставками начиная с 2011 года, никто не отменял.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что финансовый отчет был бы намного хуже, если бы не прибыль, которую «Газпром» получил от курсовой разницы.

— Ни для кого не секрет, что когда «Газпром» выбирает между разными проектами, то при прочих равных условиях он всегда выберет самый дорогой, — заявил эксперт. — Скорее всего, потому, что бюджет будут «распиливать» между какими-то дружественными подрядными организациями. Это стратегия «Газпрома», которая ни для кого не является тайной.

При этом в «Газпроме» есть здравые люди, — продолжает Крутихин. — В частности, есть департамент стратегического развития. Там обсчитывают проекты с точки зрения их экономической и коммерческой целесообразности. Не так давно они провели анализ проекта газопровода Сахалин — Владивосток и пришли к выводу, что газа для него нет и строить его сейчас совершенно нецелесообразно. Но проблема в том, что и на тот, и на другой проект идут прямые указания от правительства, а не от акционеров и не от совета директоров. И поэтому «Газпром», который мог бы быть неплохой компанией, вынужден принимать некоммерческие решения.

Могу предположить, что подобные решения спускаются «Газпрому» сверху для того, чтобы сохранить возможность нажиться на дорогих контрактах каким-то частным компаниям, приближенным к власти, — говорит Михаил Крутихин.

От себя добавим: трубный глас в Приморье отдается почти рекламным слоганом: чьи-то мечты сбываются!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow