Когда Барак Обама стал президентом, он обещал, что наступает «новая эпоха открытости». После года, в течение которого Обама появлялся на телеэкране каждый день, могу сказать, что чуть меньше «открытости» меня бы вполне устроило. Кульминацией года стало проникновение на правительственный обед участников реалити-шоу телеканала Bravo «The Real Housewives of D.C.» («Настоящие домохозяйки округа Колумбия»). Микель и Тарек Салахи без приглашения проскользнули в Белый дом одни, съемочная бригада остались снаружи. Но нельзя сказать, что их присутствие сильно нарушило бы протокол.
Подобно многим моментам из жизни президентской семьи, визит супругов Салахи был запечатлен и обнародован на страничке Белого дома на фотосайте Flickr — вечно открытом окне в «народный дом». Никогда еще это прозвище Белого дома не было так актуально.
Если посмотреть на огромный мультимедийный сайт Белого дома, его страницу на Facebook, фотогалереи и подкасты в iTunes, можно решить, что президенту угрожает не столько вторжение участников реалити-шоу, сколько опасность превратить в реалити-шоу собственную администрацию.
В попытке удержать связь с миром социальных сетей, сыгравшим такую большую роль в его победе на выборах, Обама и его администрация, возможно, совершили очень распространенную в наше время ошибку — допустили излишнюю откровенность.
«В контексте того, что президента вы видите и слышите все время, насколько важной кажется речь в Военной академии — самая важная речь его президентства? — спрашивает аналитик канала MSNBC Лоренс О'Доннел, продюсер и сценарист политического сериала «The West Wing» («Западное крыло»). — Она становится все равно что прогноз погоды, лишь одна из многих новостей о президенте».
Конечно, президент не виноват, что пара идиотов попыталась обманным путем пробраться к нему поближе. Но любовь к камерам, которую он разделяет с этими идиотами, заставила многих задаваться вопросом: не слишком ли он занят игрой в президента, чтобы успевать выполнять его функции? Белый дом, при Буше бывший чем-то вроде имперского дворца, по количеству камер на квадратный метр сравнялся с домом «Большого брата». Недавно визит в него нанесла Опра Уинфри: поболтала с первой парой и полюбовалась рождественскими украшениями.
Еще в апреле Опра разделила с первой леди обложку своего журнала (не путайте с появлением Мишель Обамы на обложке журнала Vogue в прошлом марте). В январе Мишель Обама примет участие в кулинарно-развлекательной программе «Iron Chef» («Железный повар»), а раньше появилась в вечернем ток-шоу Джея Лено — в прямом эфире из Белого дома.
Заявившаяся на вечеринку к Обаме парочка не столько лезла в частную жизнь президента, сколько пыталась заполучить часть внимания, которое СМИ оказывает ей. На ужине присутствовали также ведущий вечерних новостей канала NBC Брайан Уильямс и Джеффри Иммельт из General Electric, недавно объявивший о продаже контрольного пакета акций NBC Universal.
Можно сказать, что они в какой-то степени связаны с непрошеными гостями, ведь канал Bravo, на котором работает съемочная бригада, принадлежит NBC Universal.
Это был не первый ужин, на котором Уильямс побывал с президентом, — прошлой весной они (в сопровождении съемочной бригады) посетили ресторан быстрого обслуживания. Президент Рейган был первым действующим президентом, отужинавшим в ресторане, но то был эксклюзивный Le Cirque; операторов туда не пускали. И Энди Уорхол делал записи об этом событии в своем дневнике, а не на Facebook.
«Во время предвыборной кампании Обаму с семьей подавали публике как своего рода реалити-шоу. Нам рассказывали о его ужинах с Мишель, и у нас создавалось ощущение, что мы знакомы с ними лично, — говорит бывший директор VH1 Майкл Хиршорн, возглавляющий компанию Ish Entertainment, специализирующуюся на реалити-шоу. — Но теперь, когда Обама у власти, существует опасность, что у народа пропадет ощущение тайны, окружающей правителя. Социальные сети и постоянные съемки уравнивают президента с народом. Все новости становятся просто контентом, даже если они посвящены президенту».
Внимание, которое привлекла семья Обамы, конечно же, напоминает о другой молодой, привлекательной паре, покорившей страну. Впервые Белый дом показала простым американцам Жаклин Кеннеди в экскурсии для канала CBC.
Однако та экскурсия следовала строго определенному сценарию в соответствии с принципом «минимум информации, максимум вежливости». Глядя на запись экскурсии на YouTube свыше 40 лет спустя, сложно сказать, что это — рассвет новой медиаэпохи. Скорее это осколок прошедшей эпохи, той, где расстояние между президентом и прессой было огромным.
Госпожа Кеннеди была очаровательна и принимала посильное участие в создании имиджа семьи, но ее отношения с камерой и публикой были невинны. «Я хочу жить своей жизнью, а не записывать ее», — говорила она.