СюжетыПолитика

Виновных нет. Они погибли

Главных причин катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС парламентское расследование так и не обнаружило

Этот материал вышел в номере № 142 от 21 декабря 2009 г.
Читать
Сегодня на сайте Госдумы должен появиться доклад парламентской комиссии, расследовавшей обстоятельства аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. 25 декабря его обещают рассмотреть на пленарном заседании. Меж тем основные выводы парламентского...

Сегодня на сайте Госдумы должен появиться доклад парламентской комиссии, расследовавшей обстоятельства аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. 25 декабря его обещают рассмотреть на пленарном заседании. Меж тем основные выводы парламентского расследования уже обнародованы: виновным в катастрофе признан техперсонал ГЭС.

В том, что власти не повезло с народом и он всегда во всем виноват, новости нет. Ничего необычного нет и в том, что этот глубокомысленный вывод затрагивает честь людей, убитых ГЭС. До депутатов и сенаторов то же самое проделал вице-премьер Игорь Сечин, который заложил часовню в память о погибших на Саянке и тут же, лишь отъехав в Абакан, по сути, их же обвинил в катастрофе. Новость состоит в том, что выводы парламентского расследования, пройдясь по мертвым и живым, не обнаруживают главных причин катастрофы. А значит, позволяют не менять основное, принципиальное, системное. Стоит ждать повторения.

«Я глубоко убежден в том, что аварии не должно было быть, и абсолютно согласен, что катастрофу можно было предотвратить», — заявил сопредседатель парламентской комиссии Владимир Пехтин. То есть авария — горькая случайность, а не закономерное следствие государственной политики. Исключение, не норма. И — никаких параллелей со, скажем, неудачными пусками «Булавы», серийными прорывами в коммунальных сетях городов, никакой связи с уровнем образования выпускников школ и реформами Фурсенко. Зато Пехтин вспомнил 110 человек, погибших на шахте «Ульяновская». Дескать, рабочие идут на верную смерть, и собственнику не надо брать таких на работу, а если взял — увольнять как можно скорее. По логике Пехтина, 17 августа на ГЭС зашли 111 самоубийц. И только 36 не удалось умереть.

Безусловно, персонал ГЭС виноват. Гайки на шпильки надо накручивать. Но шпильки — лишь последнее звено в длинной цепи причин. Было бы все хорошо со шпильками, рвануло бы в другом месте. Катастрофа была неминуема. Подготовлена и запрограммирована. И правительственная комиссия, в отличие от парламентской, в этом разобралась, только не сформулировала, но собранные доказательства — наглядней некуда. В акте Ростехнадзора, хоть он и был выдан общественности сырым и невычитанным, описана именно системная проблема: на гнилых шпильках — не одна турбина, а вся страна. Разрушение шпилек — следствие вибрации. А вибрация возникла из-за того, что турбину гоняли в хвост и в гриву. Гонять ее или нет, решает не техперсонал ГЭС. Энергосистема Сибири пашет в основном на Дерипаску. Для сетевого регулирования внутри нее ранее использовалась Красноярская ГЭС, но поскольку она отошла все той же империи Дерипаски и ею уже не покомандовать, регулятором мощности стали Братская и Саяно-Шушенская. А это переменные нагрузки, постоянные разгоны и остановки гидроагрегатов, и без того несбалансированных, с заваренными лопатками и т.д.

Какие вопросы сегодня, после реформы, находятся в компетенции персонала СШГЭС? Вся до мельчайших нюансов ее жизнедеятельность регламентируется из Москвы решениями и приказами «РусГидро», направленными главным образом на уменьшение трат и замыкание финансового контура. Если бы депутаты в результате расследования обнаружили, что это они виноваты в катастрофе, и вывод обнародовали, думаю, они оказались бы ближе к истине. Хотя и это не вся правда. И парламент, как и техперсонал СШГЭС, работает по инструкциям, а также понятиям, спущенным сверху.

Сопредседатель Пехтин, конечно, в курсе, что помянутая им шахта «Ульяновская», как и «Юбилейная», где тоже произошла авария со множеством трупов, а также «Томская», где количество жертв скромнее, принадлежали на тот момент «Южкузбассуглю», собственником которого с подачи властей стал Роман Абрамович. Шахтеры также куют ему капитал, как и футболисты «Челси», — в меру таланта и обстоятельств. Глупый вопрос: какой частью из него он делится с футболистами (с каждым, в среднем) и кузбасскими шахтерами (с каждым, в среднем), сколько он платит за их безопасность? Ростехнадзор, кстати, и с теми трагедиями в Кузбассе, в общем, разобрался: владельцы не хотели проводить дорогостоящую дегазактивацию шахт, и причиной аварий стала «погоня за прибылью». В результате точно такой же погони загнали и турбину, положив в землю 75 человек.

Вопросы закрытия СШГЭС или шахт, где метан вырывается наружу, не рассматриваются. Находятся иные решения. «Челси» по инициативе Абрамовича начал проводить выездные матчи в футболках «кислотных» цветов. Джон Терри, Михаэль Баллак и Эшли Коул позировали в новой расцветке перед камерами. Иванов, Петров и Сидоров шли в забой. Это нормально, каждому свое. Ненормально, когда представители государства, убившего 75 граждан, обвиняют их, по сути, в том, что они были недостаточно независимы и обеспечены, чтобы похерить работу, вынуждающую идти на смерть.

Да, им нечем кормить детей, у них нет другой работы и они пойдут на смерть. Теперь это стало известно и депутату Пехтину. Вероятно, он мог бы зафиксировать сей факт личной биографии менее публично.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow