СюжетыПолитика

Без свидетелей

Ни одного из тех, кто мог бы опознать охранника лагеря смерти «Собибор» Ивана Демьянюка, уже нет в живых

Этот материал вышел в номере № 143 от 23 декабря 2009 г.
Читать
Третий день судебного разбирательства по делу Демьянюка начался после почти трехнедельной паузы. Как известно, председательствующий судья Ральф Альт второго декабря согласился с рекомендацией врачей, зафиксировавших у обвиняемого...

Третий день судебного разбирательства по делу Демьянюка начался после почти трехнедельной паузы. Как известно, председательствующий судья Ральф Альт второго декабря согласился с рекомендацией врачей, зафиксировавших у обвиняемого температуру 37,5.

Однако утром 21 декабря подсудимый в инвалидном кресле выглядел посредине круглого зала № А101 мюнхенского криминального суда довольно бодро. Во всяком случае, в обморок, как прежде, уже не падал.

Государственный обвинитель Ханс-Иоахим Лутц повторил основную фабулу из 86-страничного заключения: «Джон Демьянюк в период с апреля по октябрь 1943 года служил охранником… Соучаствовал в истреблении 29 579 евреев путем поэтапного их конвоирования в газовую камеру…»

Через своего адвоката Буша подсудимый в который уже раз заявил о своей полной непричастности к Собибору. Хотя в документах, приобщенных к многотомному делу, имеются анкеты подготовительной комиссии «Международной организации по делам беженцев», в которых бывший советский военнопленный Демьянюк собственноручно написал: «С апреля 1937-го по январь 1943 года работал водителем в Собибор-Хелм, Польша». Только вот для полновесного обвинения этого явно мало. Демьянюк знает: очевидцев, способных его опознать, уже не осталось. Ведь никто из представленных в суде восьми родственников погибших, выдвигающих от имени узников иски, а также никто из 22 свидетелей, представленных прокуратурой, не может сказать: «Я видел Демьянюка в форме охранника у газовой камеры».

Не может этого сделать и герой недавней нашей публикации, легендарный беглец из лагеря смерти (см. «Новую газету», № 142 от 21.12.2009.— Алексей, сын Ангела). Алексей Ангелович Вайцен перенес тяжкий инсульт, находится в Рязани и не в состоянии давать показания.

Намечались еще двое очевидцев. Однако Самуэль Кунц и Алекс Нагорный, по утверждению руководителя «Центра по расследованию нацистских преступлений» Курта Шримма, сами оказались надзирателями из Бельзеца и Треблинки. Они никак не могли видеть Демьянюка в Собиборе уже потому, что там, вопреки своим прежним показаниям, никогда не бывали.

Баварская прокуратура, испытывая серьезные опасения за судьбу процесса, пошла даже на то, чтобы реанимировать следствие по дорожно-транспортному происшествию… более чем шестидесятилетней давности! Как заявил Михаэль Бишофбергер, главный страж законности городка Ульм, «…в 1947 году господин Демьянюк в нашем населенном пункте сбил и преднамеренно переехал на автомобиле человека». Какие-либо иные детали этого дела пока не разглашаются.

В самой Германии усиливается разноголосица мнений. Одни полагают, что Демьянюк — «только мелкая пешка, отвечающая сегодня за преступления ферзей, улизнувших от ответственности». Другие справедливо полагают, что в преступлениях против человечества сроков давности нет. И поэтому вероятный палач из Собибора обязан ответить по самому строгому счету.

Дальнейшие заседания на Нимфенбургерштрассе, 16, будут проводиться, скорее всего, уже в следующем году. По весьма осторожным предположениям экспертов, оставшуюся жизнь Джон Демьянюк все-таки проведет за решеткой.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow