СюжетыОбщество

Владимир Путин подписал приговор Химкинскому лесопарку

Защитники леса, экологи и журналисты потребовали отставки премьера и направили открытое обращение к участникам Копенгагенского саммита

Этот материал вышел в номере № 143 от 23 декабря 2009 г.
Читать
Под чем подписался Путин 5 ноября 2009 г. председатель Правительства РФ Путин подписал распоряжение №1642-р о переводе земель Химкинского леса в земли транспорта и промышленности. Три года активных протестов, выступления сотен людей,...

Под чем подписался Путин

5 ноября 2009 г. председатель Правительства РФ Путин подписал распоряжение №1642-р о переводе земель Химкинского леса в земли транспорта и промышленности. Три года активных протестов, выступления сотен людей, публикации ряда СМИ были перечеркнуты подписью Путина. Активисты узнали об этом не сразу — лишь в конце ноября, и тут же создали видеообращение к президенту Медведеву на Youtube, www.ecmo.ru и http://ecmoru.livejournal.com, а также направили ему открытое письмо.«24 ноября в интернет-приемную президента мы написали письмо с требованием отправить в отставку правительство РФ во главе с премьер-министром В.В. Путиным, — говорит Евгения Чирикова, лидер Движения в защиту Химкинского леса. — 3 декабря пришел ответ (от 02.12.2009 №А-26-15-480488): «Ваше обращение <…> принято к сведению».

Согласно документу, 140 га Химкинского лесопарка отводится под хайвей. Будущая трасса разрежет экосистему леса надвое. «Перевод земель означает, что территория леса будет фрагментирована, разбита, — говорит Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России, кандидат биологических наук. — Любая трасса является источником стресса для природы: это и шум, пугающий животных, и загрязнение воздуха, изменение режима увлажнения почвы. Такое резко негативное влияние прослеживается на расстоянии где-то полкилометра от трассы. То есть половина Химкинского леса не сможет существовать как единая экосистема. В Подмосковье, конечно, надо развивать транспортную инфраструктуру, но всегда существует много разных вариантов. Для трассы Москва—Санкт-Петербург есть как минимум три альтернативных варианта, в том числе в обход Химкинского леса, например, вдоль Октябрьской железной дороги. Проекты более сложные, потому что во всех этих вариантах на пути трассы находится частная собственность. А застройщикам проще иметь дело с государством, чем с собственниками, потому что земли лесного фонда вроде как «бесхозная территория». В случае с Химкинским лесом мы наблюдаем неприятный прецедент. Отрабатывается технология захвата лесных земель.

По Подмосковью есть и другие проекты, причем они на два порядка более крупные, чем «химкинская» трасса. И снова дороги планируют проложить по лесам. Прежде всего речь идет о проекте ЦКАД. Подход абсолютно такой же, как с Химкинским лесом. Трасса пройдет по природным зонам, в основном по лесной земле. Разрушительное влияние ЦКАД и связанной с ней градостроительной деятельности может охватить примерно 7% лесов Московской области. Это очень много. Последствия будут катастрофические. Сейчас самое главное, чтобы информация о Химкинском лесе, проекте ЦКАД и других подобных стройках стала общедоступной. ЦКАД затрагивает сотни населенных пунктов, причем крайне негативным образом. Если люди, которые могут пострадать от строительства, став «экологическими беженцами», будут проинформированы, тогда общими силами можно добиться переделки проекта».

Лес

4 декабря защитники лесопарка, группа активистов «Экообороны» вместе с журналистами обследовали Химкинский лес. Кое-где на деревьях еще видны красные и оранжевые отметки, которые оставили проектировщики дороги. Большинство из меток защитники лесопарка закрасили.

«Лес хорош! — говорит Иван Смирнов, кандидат сельскохозяйственных наук, бывший научный сотрудник Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства. — Здесь много больших, старых дубов. Есть и достаточно обильный дубовый подрост, так что смена дубам-великанам найдется. Таких первичных лесов в ближнем Подмосковье крайне мало. Внутренняя часть Химкинского леса богата черникой».

Первое из трех болот, осмотренных экологами, многих разочаровало. Оно оказалось сильно засушенным. Клюквы здесь не было совсем, хотя сфагновые (торфяной) мхи растут. По краям — редкие сосны и березы. Зато второе Химкинское болото всех порадовало. Это типичное открытое болото со сфагновым мхом и клюквой. По краям — сосна и багульник. На пути к третьему болоту экологи обнаружили и сфотографировали свежие следы лося и нескольких кабанов. Третье болото оказалось самым большим, с большим количеством клюквы. «Надо признать, что сосуществование рядом дубрав и сфагновых болот с клюквой (а также с черникой и брусникой по их окраинам) — редчайшая, если не уникальная черта Химкинского леса, — поясняет Иван Смирнов. — Обычно такие различные типы растительности отделены друг от друга десятками, а то и сотнями километров».

Если трасса Москва—Санкт-Петербург разрежет лес на две части, Химкинский лес постепенно погибнет.

Для кого дорога?

Необходимость хорошего хайвея между Северной столицей и Москвой признают и сами защитники Химкинского леса, они протестуют не против дороги, а против «экологического безумия».

Огромное количество жителей Зеленограда, Солнечногорска, Химок часами стоят в пробках. Одним из наиболее загруженных является участок, прилегающий к МКАД и ведущий к аэропорту «Шереметьево». Интенсивность движения здесь составляет от 106 080 до 134 800 автомобилей в сутки. «Шереметьево» — это 10 млн пассажиров ежегодно. Большинство из них пользуется личным транспортом.

По словам специалистов ФГУ «Дороги России»: «Строительство новой магистрали позволит разгрузить дороги Москвы и ближайшего северо-западного Подмосковья, в том числе обеспечить новый скоростной подъезд к аэропорту «Шереметьево» и к городам Химки, Долгопрудный, Зеленоград. Общее время в пути из Москвы до Санкт-Петербурга по платной трассе составит 5-6 часов. Сейчас это минимум девять часов езды. На магистрали будет установлена Автоматизированная система управления дорожным движением, организованы площадки для отдыха, служба эвакуации, пункты аварийной связи. Проектом предусматривается мониторинг окружающей среды в районе трассы, озеленение, строительство путепроводов (экодуков) на путях миграции животных, установка защитных экранов высотой 5 м и более. Также предусмотрен обход источника воды Николая Чудотворца в районе п. Старбеево и возможность доступа к нему жителей района».

Хайвей без вариантов

Согласно статье 11 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», отдать лесопарковый пояс под строительство можно лишь в случае отсутствия альтернативных вариантов стройки. Наличие альтернатив официально признал Минтранс в письме от 27.05.2008, подписанном заместителем министра транспорта Олегом Белозеровым, в котором указано несколько альтернативных вариантов прокладки трассы: тоннелем и эстакадой. Однако есть и другое мнение по поводу альтернатив прокладки магистрали. ФГУ «Дороги России» заявляет, что трасса Москва—Санкт-Петербург не может быть проложена иначе, чем через центр Химкинского леса.

«Распоряжение о переводе земель лесного фонда не противоречит Федеральному закону от 21.12.2004 №172-ФЗ, поскольку отсутствуют иные, не затрагивающие лесные участки Химкинского района, осуществимые варианты размещения автомагистрали, — комментирует Александр Поляков, начальник отдела землеустройства и земельно-имущественных отношений ФГУ «Дороги России». — Нужно отметить, что все рассмотренные варианты проложения трассы проходили по территории лесных участков Химкинского городского округа, иначе потребовалось бы проложить дорогу прямо по городу и переселить несколько десятков тысяч жителей Химок. Автомагистраль в таком случае прошла бы по территории, где стоят жилые дома, что не соответствует цели задания на проектирование платной скоростной трассы. Вот эти варианты.

Вариант 1: трасса обходит город Химки и выходит в районе п. Молжаниново на существующую автомобильную дорогу М-10 «Россия». Этот вариант обременен сносом большого количества частных домов, так как существующая дорога проходит по населенным пунктам Новодмитровка, Новоселки и Кирилловка. Есть и другие недостатки, которые не позволяют использовать его в проектных проработках.

Вариант 2: от Бусиновской развязки в обход г. Химки по восточной окраине п. Левобережный, далее через канал им. Москвы, западнее п. Старбеево через лесной массив Химкинского лесопарка до п. Вашутино, где трасса поворачивает в направлении, параллельном существующей автомобильной дороге, пересекает Международное шоссе к аэропорту «Шереметьево-2», обходит восточнее п. Гурцево на расстоянии 300 м и следует по незастроенной территории, параллельно существующей автомобильной дороге М-10 «Россия» и пересекает подъезд к аэропорту «Шереметьево-1». Данный вариант оказался неподходящим, так как трасса проходит по землям г. Москвы (от Международного шоссе до подъезда к «Шереметьево-1»), и ее строительство не соответствует Генеральному плану г. Москвы.

Вариант 3: трасса идет в обход г. Химки по единственно возможному коридору, закрепленному генпланами всех уровней, начиная от генплана г. Химки и кончая генпланом г. Москвы и Московской области. Траектория во многом совпадает с трассой по варианту №1 и №2. Однако на пути магистрали садоводческое товарищество «Пойма». Трасса в проекте проходит с учетом сноса домов по краю садоводства, что вызвало крайне негативное отношение жителей. В ходе общественных слушаний были рассмотрены варианты размещения автомагистрали в обход садового товарищества.

Вариант №4 не прошел при согласовании с аэропортом «Шереметьево», так как он проходит по землям, зарезервированным под строительство перспективного терминала №3. Вариант №5 является единственно возможным вариантом без сноса садоводства «Пойма». Трасса по варианту №5 в районе садоводства «Пойма» согласована со всеми заинтересованными организациями: администрацией Химкинского района, ОАО «МАШ», терминалом №3, садоводством «Пойма», главным архитектором Химкинского района.

Вариант №5принят к проектированию в инженерном проекте». Крючкотворство

Защитники Химкинского леса утверждают, что есть осуществимые альтернативы прокладки трассы. Евгения Чирикова по специальности инженер. С первых дней борьбы за лес она предлагает рассмотреть тоннельный вариант, а также продумать вариант прохождения дороги по территории свалки, которая расположена между Долгопрудным и Левобережным районами. «Дорога словно специально делает «крючок» в наш лес, хотя до этого она идет в одном транспортном коридоре с Октябрьской ж/д», — говорит Чирикова.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, пояснил: «Хайвей такими хитрыми загибами вообще не трассируется. Кроме того, застройщики собираются обустраивать к новой трассе примыкание в виде недвижимости, которая там будет построена. На платных хайвеях в Европе и Северной Америке на 100 км положено 2-3 примыкания. То есть на участке 15—29 км (тот самый «крючок» через Химкинский лес) примыканий вообще быть не должно. Если же мы там приткнем недвижимость, торговую, жилую, какую угодно — никакого хайвея не будет в принципе, по определению. Хайвей — это дорога, на которой много полос и очень мало примыканий. В противном случае мы получим просто хорошую местную дорожку. Поэтому сама концепция с точки зрения транспортной логики и транспортной культуры, распространенной в мире, — просто ахинея. Если вы хотите построить отличный хайвей, тогда проложите туннель, например. Не бывает так, чтобы отсутствовали альтернативные варианты, надо их искать и прорабатывать. Идея окружить трассу инфраструктурой неглупая с экономической точки зрения, но отношения к скоростному движению, которое обещано на новой трассе Москва—Санкт-Петербург, эта идея не имеет».

«Господин Путин проигнорировал точку зрения более 15 000 соотечественников, высказавшихся за сохранение Химкинского леса, — говорит Евгения Чирикова. — Он проигнорировал обращение Московской городской думы и позицию ряда общественных и экологических организаций, включая Greenpeace, WWF, Окский фонд, Конгресс экологических организаций России, Всемирный русский собор (http://www.ecmo.ru/problems/road/russiazales/). Распоряжение подписано в тот самый момент, когда один из основных предполагаемых инвесторов проекта — Европейский банк реконструкции и развития — начал независимое изучение альтернативных вариантов реализации проекта».

Сотрудники ВНИИ охраны природы недавно распространили справку, где подробно описали возможный итог уничтожения лесного пояса Москвы.

«Если на такой огромной площади, исчезнут зеленые насаждения, это приведет к необратимым последствиям, к экологической катастрофе, — говорит Константин Захаров сотрудник ВНИИ охраны природы, кандидат биологических наук. — Количество смога над городом увеличится в разы, возрастет число людей с болезнями сердца и раковыми заболеваниями, возможно рождение детей с патологиями, уродствами».

Движение в защиту Химкинского леса 14 декабря обратилось к участникам климатического саммита ООН с просьбой поддержать их борьбу против разрушения окружающей среды в России, которое принимает масштабы, угрожающие глобальному природному балансу.

Справка «Новой»По данным ФГУ «Дороги России»

Скорость движения по новой трассе — 150 км/ч (120 км/ч на трудных участках), общее число полос движения — 8-10; ширина полосы движения — 3,75 м; ширина обочины при условии устройства барьерного ограждения на обочине — 4,00 м; ширина остановочной полосы — 3,00 м; ширина центральной разделительной полосы — 3,70 м. Бесплатным по дороге будет проезд для аварийных служб, милиции, «скорой помощи». Средневзвешенный тариф для проезда по трассе составляет 3,60 руб./км. Строительство начнется в 2010 году. Срок строительства — 36 месяцев (3 года).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow