Сюжеты

Храните музыку на облаках

Этот материал вышел в The New York Times (25.12.2009)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Недавнее решение концерна Apple приобрести музыкальный веб-сервис Lala, возможно, обозначило актуальное направление развития музыкального бизнеса. В будущем музыкальные файлы, хранящиеся в домашних и мобильных компьютерах, могут разделить...

Недавнее решение концерна Apple приобрести музыкальный веб-сервис Lala, возможно, обозначило актуальное направление развития музыкального бизнеса. В будущем музыкальные файлы, хранящиеся в домашних и мобильных компьютерах, могут разделить судьбу грампластинок, кассет, компакт-дисков и других заброшенных носителей. Вместо этого любители музыки будут с помощью своих постоянно подключенных к Интернету компьютеров либо смартфонов заказывать и немедленно получать музыку в интернет-фонотеках — все, что угодно, от грегорианских хоралов до шлягеров Шакиры.

Небольшому, но быстро растущему числу любителей музыки такая перспектива уже не представляется нелепой. Тридцатилетний консультант по технологиям Джош Ньюман, которому приходится много ездить, платит компании Spotify 16 долларов в месяц за неограниченный доступ к онлайновой фонотеке. С прошлого лета, когда компания Spotify представила приложение для владельцев iPhone, Ньюман практически забросил домашнюю коллекцию, насчитывающую 35 000 музыкальных файлов. «Забавно, но я даже не помню, что и где у меня хранится, — рассказывает Ньюман. — Как-то лень стало. Если я хочу что-то послушать, мне проще найти это в Spotify, чем рыться в своих записях».

Идея неограниченной по размеру фонотеки, хранящейся где-то в виртуальном пространстве (говоря техническим языком, в «облаке»), не нова, но именно к ней сегодня приковано внимание боссов музыкального бизнеса. Если десять лет назад ежегодный оборот индустрии звукозаписи составлял около 40 млрд долларов, то сегодня он сократился вдвое. А рост объема онлайновых продаж музыкальных треков, пока составляющих не более пятой части их доходов, в последнее время замедлился.

Сделка по приобретению мало кому известного сервиса Lala не была слишком затратной для Apple: согласно информации конфиденциального источника, сумма составила не более 80 млн долларов. Однако эта покупка привлекла к себе большое внимание, потому что она способна дать представление о планах Apple насчет потокового аудиоконтента.

Сервис iTune ежегодно приносит Apple около 2 млрд долларов. Положение на рынке позволяет компании внедрять новые способы прослушивания, храня музыку на веб-серверах. Apple сможет интегрировать новый сервис в iPhone и iPod Touch, а также в устройства, которые появятся в будущем. Пользователи избавятся от необходимости синхронизировать свои хранящиеся на разных носителях музыкальные коллекции. Они перестанут беспокоиться из-за недостатка дискового пространства и получат большую свободу составлять плей-листы и обмениваться ими. Также Apple вполне сможет брать с пользователей ежемесячную плату за доступ к «облачной» фонотеке, как и Spotify. Два наших собеседника, занимающих высокое положение в музыкальной индустрии, рассказали, что Apple давно вынашивает подобные планы.

Дэвид Пэкман, совладелец венчурной инвестиционной компании Venrock, в прошлом директор компании eMusic (музыкальный онлайн-сервис), считает, что у Apple есть все, чтобы быстрее конкурентов осуществить переход на «облачное» обслуживание. «Приобретение Lala, — полагает Пэкман, — говорит о том, что они вплотную этим занимаются».

Появляются и другие свидетельства того, что мы являемся свидетелями эпохального сдвига в утвердившемся в последние сто лет отношении людей к музыке, как к чему-то, чем можно владеть либо в виде физических носителей, либо в виде файлов на своем компьютере.

В августе компания Spotify представила собственное приложение для iPhone, позволяющее хранить в телефоне плей-листы и временные копии музыкальных файлов, так что проигрывание не прерывается, даже если аппарат не соединен с сетью. Директор Spotify Дэниел Эк заявил, что со времени выхода приложения количество подписчиков заметно увеличилось (назвать точные цифры он отказался).

Новаторы давно надеялись, что пользователи, привлеченные удобством использования и богатством выбора музыки в Интернете, потратят несколько долларов в месяц на постоянную подписку. Но до сих пор развития подобные сервисы не получали. С появлением соответствующих приложений для смартфонов привлекательность таких сервисов увеличилась, и многие предприниматели всерьез ими заинтересовались. «Хранящиеся в компьютере MP3-файлы — это уже не прикольно, — считает Дэвид Хаймэн, директор компании Mog, недавно представившей сервис Mog All Access (действует на основе постоянной подписки). — Мне кажется, потребителю все равно, где музыка хранится. Ему важно, чтобы она была под рукой».

Коллекция Бобби Мора, любителя музыки из Бруклина, занимает 100 гигабайт. Часть из них Бобби хранит в бесплатных хранилищах в Интернете. Перед поездками он загружает музыку в компьютер и записывает ее на диски, чтобы потом слушать в машине. Этот двадцатитрехлетний меломан не готов расстаться с идеей обладания собственной музыкой. «Мне нравится, когда мои сокровища хранятся на моих жестких дисках, — говорит он. — Я коллекционер, это моя собственная фонотека. Каждый год я открываю для себя новые жанры и люблю просматривать все, чем уже обладаю. В этом все удовольствие».

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera