СюжетыОбщество

Ян Йозеф Лиферс. Рок-н-ролл при коммунизме

«Я так хотел рассказать ей о Восточной Германии, но не знал, с чего начать»

Этот материал вышел в номере The New York Times (25.12.2009)
Читать
Когда Ян Йозеф Лиферс исполняет в переполненных залах по всей Германии рок-хиты времен бывшей ГДР, он почти не напоминает персонажа любимого миллионами телезрителей немецкого криминального телесериала «Место преступления». Он небрит,...

Когда Ян Йозеф Лиферс исполняет в переполненных залах по всей Германии рок-хиты времен бывшей ГДР, он почти не напоминает персонажа любимого миллионами телезрителей немецкого криминального телесериала «Место преступления».

Он небрит, одевается во все черное, держится раскованно и в перерывах между песнями заставляет публику хохотать, рассказывая анекдоты из жизни при коммунизме: о том, сколько терпения требовалось в полицейском государстве, чтобы позвонить за границу, или как при виде длинной очереди у человека возникало неконтролируемое желание встать в нее, даже не узнав, что продают чем.

Многие телезрители понятия не имеют ни о том, что сорокапятилетний Лиферс родился и вырос в Дрездене, ни о той выдающейся роли, которую ему довелось сыграть в бескровной кончине Германской Демократической Республики. Это неудивительно: по его собственным словам, после падения Берлинской стены он понял, что рассказать о жизни при коммунизме тем, кто не испытал этого на себе, почти невозможно. Поэтому многие годы он просто отказывался что-либо говорить.

Со временем он все же нашел способ рассказать о стране, в которой вырос. Сделать это ему помог «ост-рок» — так в ГДР называли музыку местных рок-групп. Поклонники из бывшей Восточной Германии, многие из которых тоже долгие годы чувствовали себя лишенными голоса, теперь говорят, что Лиферсу удалось точно отразить смешанные чувства, которые они испытывают, вспоминая о стране, где выросли.

Лиферс исполняет песни на фоне фотографий и видеофрагментов, на которых запечатлена ГДР. Но больше всего зрителям нравятся связывающие представление воедино автобиографические истории, которые сам Лиферс называет «маленькими кусочками своей жизни».

Актеру было всего 25 лет, когда за пять дней до падения Берлинской стены он выступил перед почти миллионной толпой, собравшейся на площади Александерплац в тогдашнем Восточном Берлине и призвал коммунистическое правительство уйти. В то время за подобный поступок можно было отправиться в Хохеншонхаузен — специальную тюрьму охранки ГДР, «Штази».

Вскоре после падения стены Лиферс оказался на приеме в честь Джейн Фонды. Он забавно рассказывает, как смутился, когда актриса сделала ему комплимент, сказав, что он очень похож на Роберта Дауни-младшего: Лиферс не знал, кто это.

«Я так хотел рассказать ей все про Восточную Германию, но не знал, с чего начать. Я не знал, как об этом говорить, — вспоминает Лиферс. — Представьте себе: знаменитая актриса с самыми добрыми чувствами приехала из Америки специально, чтобы увидеть, что здесь происходит, а я просто не в состоянии рассказать, как мы тут жили».

Обретя свободу передвижения, Лиферс начал ездить по западногерманским театрам. Еще до официального воссоединения Германии он поступил в труппу гамбургского театра Thalia.

Слава пришла к Лиферсу после того, как его пригласили сниматься в телесериале «Место преступления». В Германии он пользуется беспрецедентной популярностью, ради него воскресными вечерами собираются у телевизора все поколения немцев.

В ноябре этого года Лиферс выступил в Берлине в качестве солиста рок-группы из пяти человек, исполняющей ост-рок. Песни перебиваются историями из жизни Лиферса: о том, как мама учила его танцевать, или о том, как он нажил большие неприятности, когда в студенческие годы прогулял занятия по гражданской обороне.

Разные части спектакля скрепляет воедино понятный всем язык рок-музыки. «В Америке молодежь мечтала о кожаной куртке и мотоцикле «Харлей-Дэвидсон», в ГДР — о вязаной кофте и мопеде Simson S50, — шутит Лиферс. — Но за этими вещами повсюду в мире копились и выплескивались наружу одни и те же чувства: гнев, тоска, любовь, ненависть, смятение».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow