СюжетыОбщество

Самый большой в мире транжира

Этот материал вышел в номере The New York Times (25.12.2009)
Читать
Небольшой человечек с аккуратно подстриженными черными усиками сидел в углу, опираясь на тросточку, и, улыбаясь, потягивал виски. Вспоминая, как однажды жена диктатора не смогла открыть дверь туалета на его частном самолете, и о том, с...

Небольшой человечек с аккуратно подстриженными черными усиками сидел в углу, опираясь на тросточку, и, улыбаясь, потягивал виски. Вспоминая, как однажды жена диктатора не смогла открыть дверь туалета на его частном самолете, и о том, с какой помпой он отметил свой пятидесятилетний юбилей, он расплывается в улыбке.

Ох уж эти воспоминания разорившегося миллиардера!

«Я стараюсь никогда не сожалеть о том, что было – ни о плохом, ни о хорошем, - говорит семидесятичетырехлетний Аднан Хашогги. Ему хочется, чтобы его помнили как «человека, который улаживает проблемы», а не как торговца оружием, замешанного в громком скандале времен президентства Рейгана «Иран-Контрас». – Я все принимаю как должное. Такой у меня характер».

Господин Хашогги был причастен практически ко всем наиболее громким скандалам конца XX века: делу корпорации Wedtech, делу банка B.C.C.I., суду над филиппинским президентом Маркосом, «Ирангейту». Однако он ни разу не был осужден. Его имя постоянно на устах у любителей конспирологических теорий, которые связывают его с такими громкими делами, как гибель принцессы Дианы (любовник которой, Доди Аль-Файед, приходился Хашогги племянником) и пересчет голосов избирателей во Флориде после президентских выборов 2000 года (где членом избирательной комиссии штата был бывший сотрудник Хашогги).

Сейчас Хашогги хочет взять реванш за поражение. Потратив всю жизнь на обзаведение полезными знакомствами, теперь он работает консультантом, то есть продает свои связи.

За услуги он получает не комиссионные, но «поощрительные выплаты». Летает он обычными авиарейсами, что должно быть непривычно для человека, у которого некогда был собственный лайнер DC-8. Живет Хашогги в единственном оставшемся после крушения его империи доме в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии. Он не сломлен, по крайней мере ему удается производить такое впечатление.

«Все, начиная с вашей манеры говорить и вашей внешности и заканчивая взглядами, которые вы излагаете, должно служить одной цели: произвести впечатление на нужных людей» - объясняет Хашогги свойственную ему прежде расточительность.

Путь к успеху был открыт для Хашогги с самого рождения. Его отец был личным врачом основателя современной Саудовской Аравии короля Абдул-Азиза ибн-Сауда. Летом после окончания первого курса Калифорнийского университета в Чико он заработал свои первые 150 тысяч долларов на продаже партии тяжелых грузовиков Мухаммаду Бин-Ладену, отцу Осамы Бин-Ладена. Он посещал занятия в Стэнфорде, но не окончил его – слишком велик оказался соблазн немедленно заняться бизнесом.

Королевство получало огромные прибыли от продажи нефти и желало создать современную армию. Тут и пригодился Хашогги, ставший посредником между американскими производителями оружия и Саудовской Аравией. В какой-то момент он называл себя самым богатым человеком мира, хотя впоследствии оказалось, что его нужно назвать самым большим транжирой мира.

«Когда удача стучится в двери, надо вовремя отворить их. Что тут говорить – ко мне она постучалась», - говорит Хашогги.

Известность, которую он приобрел, не самого почтенного свойства. Когда высшие чиновники администрации Рейгана задумали и привели в исполнение незаконный план, который предусматривал поставку оружия Ирану в обход эмбарго (ради освобождения американских заложников и получения средств для секретного финансирования поддерживаемых США повстанцев в Никарагуа), именно Хашогги выступил в роли продавца оружия.

Он также был обвинен (но затем оправдан) в том, что помог членам семьи диктатора Маркоса перед бегством из Манилы перевести сотни миллионов долларов из филиппинской государственной казны на их личные счета. Он был известным плейбоем, и поговаривали, что он завоевывает расположение своих клиентов и благодетелей, поставляя им самых дорогих проституток.

Однако он не производит впечатление человека, способного на рефлексию. «Что я сделал плохого? – задает он вопрос, и сам отвечает, - Ничего!»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow