СюжетыПолитика

Длинный путь к возможности знать

1 января 2010 года вступил в силу закон, регламентирующий права граждан на информацию о деятельности государственных органов. Не прошло и четверти века…

Этот материал вышел в номере № 02 от 13 января 2010 г.
Читать
Длинный путь к возможности знать
Фото: «Новая газета»
1 января 2010 года вступил в силу принятый год назад Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Но мало кто помнит, а уж молодежь и вовсе не знает, что...

1 января 2010 года вступил в силу принятый год назад Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Но мало кто помнит, а уж молодежь и вовсе не знает, что путь к «обеспечению доступа к информации» занял более двух десятилетий.

Еще в начале 1987 года была поставлена задача подготовить и принять закон о гласности. Хотя «гласность» — слово русское, было бы ошибкой думать, что отношения гласности неизвестны мировому сообществу. Их стержень — право на информацию — опирается как на законодательные основания, так и на обширную политическую практику. Этот богатый опыт отражает определенные закономерности.

Так, выяснилось, что особенности национальных решений проблемы укладываются в рамки одного из двух принципиальных подходов. В странах с демократическими традициями право доступа к информации предоставляется в первую очередь гражданину, а затем уже средствам массовой информации, политическим партиям, деловым кругам и т.д. В прочих странах вопрос о свободе информации подменяется лозунгом свободы прессы. Тем самым одновременно (и незаметно) достигаются два результата: 1) гражданин исключается из тех, кто имеет право непосредственного доступа к источникам информации; 2) формируется своеобразное понимание свободы информации исключительно как права государства информировать своих граждан не посредством предоставления доступа к ней самих граждан, а через пресс-конференции, брифинги — и вообще путем предоставления информации прессе. Таким образом, круг допущенных к информации ограничивается преимущественно средствами массовой информации.

Исторически в нашей стране получилось так, что важный закон о средствах массовой информации удалось принять первым. Он сыграл свою роль в становлении свободы информации. Но база для него — закон о праве на информацию — сильно задержался.

Проект закона о гласности был подготовлен в течение трех месяцев — с марта по май 1987 года, но вскоре благополучно похоронен благодаря усилиям Верховного Совета СССР. Много лет в новой России пытались принять закон о праве на информацию. Сначала удалось ввести только общую норму в законодательство, касающееся информационных технологий, без процедур, так необходимых для граждан.

После долгих безуспешных попыток принять закон на федеральном уровне специалисты предложили действовать через регионы. И тут пришел успех. Первым, в 2002 году, был принят очень качественный закон «О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области». Впоследствии аналогичные законы появились и в некоторых других регионах. Таким образом, законодательное решение вопроса о доступе к информации пробило себе дорогу снизу.

Двадцать два года, чуть ли не четверть века, потребовалось, чтобы «семена» проекта закона о гласности наконец взошли в нашей стране.

Впрочем, и нынешние «всходы» — не совсем тот урожай, какого ожидали в конце 1980-х годов. Как видно уже из названия нового российского закона, его предмет оказывается лишь частью предмета закона о гласности 1987 года. Замечаем мы и похожие округлые формулировки: тогда вместо «гласности» предлагали делать закон «о расширении гласности», сегодня вместо «доступа к информации» — закон «об обеспечении доступа». Тем не менее это серьезный демократический шаг, и многие вопросы в ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» решены довольно детально.

Каково различие общественных потребностей и запросов в те далекие времена и сейчас, а также разницу в нормативно-правовых решениях читатель может схематично представить, изучив нашу сравнительную таблицу основных положений проекта закона СССР «О гласности» (1987 г.) и Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (2009 г.).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow