СюжетыОбщество

Прогресс дошел и до колеса

Ученые намерены осчастливить велосипедистов

Этот материал вышел в номере The New York Times (15.01.2010)
Читать
Изобрести заново велосипед — задача непростая, но сотрудники Массачусетского технологического института не сдаются. Лаборатория Senseable City при МТИ работает над конструкцией колеса, которое может запасать кинетическую энергию,...



Изобрести заново велосипед — задача непростая, но сотрудники Массачусетского технологического института не сдаются. Лаборатория Senseable City при МТИ работает над конструкцией колеса, которое может запасать кинетическую энергию, высвобождающуюся при торможении, и использовать ее, когда велосипедисту требуется ускорение. С технической точки зрения изобретение показало себя хорошо, но перед разработчиками стоит задача добиться благосклонности ездоков.

Карло Ратти, директор лаборатории, уверен, что изобретение увеличит эффективность велосипеда. По его словам, речь идет о «Велосипеде 2.0».

Новое колесо снабжено системой рекуперативного торможения, аналогичной той, что используется в гибридных автомобилях, например в «Тойоте Приус».

Колесо с красной ступицей, недавно представленное публике в Копенгагене, окрестили «Копенгагенским». Эту ступицу можно смонтировать на заднее колесо любого велосипеда, в том числе старой конструкции. Помимо прочего, она оснащена датчиком качества воздуха, спидометром и приемником GPS. Информацию от этих приборов велосипедист может получать по Bluetooth-связи на свой смартфон.

Авторы разработки стремились справиться с основным недостатком прежних конструкций электровелосипедов — он заключался в их громоздкости и обилии проводов. С этой целью, рассказала руководитель проекта Кристин Аутрэм, техническую начинку упаковали в ступицу. Не все специалисты разделяют энтузиазм создателей «Копенгагенского колеса».

«Ничто не сравнится с простым велосипедом», — считает Стив Хед, конструктор и владелец компании Hed Cycling Products из города Шорвью (штат Миннесота). Его колеса используют такие знаменитые велосипедисты, как Лэнс Армстронг.

Йенс Мартин Скибстед, датский конструктор, владеющий бюро Kibisi и фирмой, выпускающей велосипеды Biomega, считает, что в мире велосипедного дизайна наступает время больших перемен. Скибстед уверен, что в ближайшие годы появятся новые конструкции велосипедов, которые будут способствовать избавлению горожан от автозависимости. Победителем может стать не обязательно наиболее совершенная конструкция, а та, которую органично воспримет современная культура.

Еще одна группа, работающая в Массачусетском технологическом институте, считает идею системы рекуперативного торможения излишеством. «Она увеличивает вес велосипеда, усложняет конструкцию и делает ее дороже, а КПД оказывается небольшим», — полагает Уильям Митчелл, руководитель лаборатории SmartCities.

Один из аспирантов доктора Митчелла, Майкл Лин, также занимается разработкой конструкции электрифицированного колеса, которое, в отличие от «Копенгагенского», нуждается в подзарядке от сети. Возможно, конструкция Лина будет предусматривать и приспособление для подзарядки кинетической энергией, но только в качестве дополнительного оборудования. «Конструктор всегда вынужден идти на определенные компромиссы, — считает Лин. — Моя основная задача — создание действительно удобного средства передвижения».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow