Сюжеты

Прогресс дошел и до колеса

Ученые намерены осчастливить велосипедистов

Этот материал вышел в The New York Times (15.01.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Изобрести заново велосипед — задача непростая, но сотрудники Массачусетского технологического института не сдаются. Лаборатория Senseable City при МТИ работает над конструкцией колеса, которое может запасать кинетическую энергию,...



Изобрести заново велосипед — задача непростая, но сотрудники Массачусетского технологического института не сдаются. Лаборатория Senseable City при МТИ работает над конструкцией колеса, которое может запасать кинетическую энергию, высвобождающуюся при торможении, и использовать ее, когда велосипедисту требуется ускорение. С технической точки зрения изобретение показало себя хорошо, но перед разработчиками стоит задача добиться благосклонности ездоков.

Карло Ратти, директор лаборатории, уверен, что изобретение увеличит эффективность велосипеда. По его словам, речь идет о «Велосипеде 2.0».

Новое колесо снабжено системой рекуперативного торможения, аналогичной той, что используется в гибридных автомобилях, например в «Тойоте Приус».

Колесо с красной ступицей, недавно представленное публике в Копенгагене, окрестили «Копенгагенским». Эту ступицу можно смонтировать на заднее колесо любого велосипеда, в том числе старой конструкции. Помимо прочего, она оснащена датчиком качества воздуха, спидометром и приемником GPS. Информацию от этих приборов велосипедист может получать по Bluetooth-связи на свой смартфон.

Авторы разработки стремились справиться с основным недостатком прежних конструкций электровелосипедов — он заключался в их громоздкости и обилии проводов. С этой целью, рассказала руководитель проекта Кристин Аутрэм, техническую начинку упаковали в ступицу. Не все специалисты разделяют энтузиазм создателей «Копенгагенского колеса».

«Ничто не сравнится с простым велосипедом», — считает Стив Хед, конструктор и владелец компании Hed Cycling Products из города Шорвью (штат Миннесота). Его колеса используют такие знаменитые велосипедисты, как Лэнс Армстронг.

Йенс Мартин Скибстед, датский конструктор, владеющий бюро Kibisi и фирмой, выпускающей велосипеды Biomega, считает, что в мире велосипедного дизайна наступает время больших перемен. Скибстед уверен, что в ближайшие годы появятся новые конструкции велосипедов, которые будут способствовать избавлению горожан от автозависимости. Победителем может стать не обязательно наиболее совершенная конструкция, а та, которую органично воспримет современная культура.

Еще одна группа, работающая в Массачусетском технологическом институте, считает идею системы рекуперативного торможения излишеством. «Она увеличивает вес велосипеда, усложняет конструкцию и делает ее дороже, а КПД оказывается небольшим», — полагает Уильям Митчелл, руководитель лаборатории SmartCities.

Один из аспирантов доктора Митчелла, Майкл Лин, также занимается разработкой конструкции электрифицированного колеса, которое, в отличие от «Копенгагенского», нуждается в подзарядке от сети. Возможно, конструкция Лина будет предусматривать и приспособление для подзарядки кинетической энергией, но только в качестве дополнительного оборудования. «Конструктор всегда вынужден идти на определенные компромиссы, — считает Лин. — Моя основная задача — создание действительно удобного средства передвижения».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera