Сюжеты

Ломайте себе голову — это очень полезно

Взрослым давно пора «тряхнуть синапсами»

Этот материал вышел в The New York Times (15.01.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Я обожаю исторические книги, и полки в моей гостиной заполнены до отказа. Однако есть проблема: хотя они и доставили мне немало приятных минут, нельзя сказать, что я помню, как их читала. С уверенностью могу сказать, что помню основные...

Я обожаю исторические книги, и полки в моей гостиной заполнены до отказа. Однако есть проблема: хотя они и доставили мне немало приятных минут, нельзя сказать, что я помню, как их читала. С уверенностью могу сказать, что помню основные идеи авторов. Но разве я, подчеркивая эти интересные моменты, не помню больше ничего? Эта проблема, нередко встающая перед людьми среднего возраста, сводит меня с ума: я забываю не только целые книжки, но и только что увиденные фильмы и съеденные завтраки, а уж имена... О, имена — это ужасно.

К тому же мозг людей среднего возраста (с увеличением продолжительности жизни средний возраст теперь — 40—60 лет) легче отвлекается. Ставите на огонь кастрюлю, чтобы сварить спагетти, затем вам в дверь звонят, идете открывать — и все, об ужине можно забыть.

В связи с этим встает вопрос: может ли зрелый мозг учиться чему-то новому и запоминать то, чему научился? Оказывается, может. В последние несколько лет ученые подробнее исследовали процесс старения мозга и убедились, что он продолжает развиваться и после достижения человеком среднего возраста. Многие давние заблуждения, включая теорию о потере 40% клеток мозга, были опровергнуты. Содержимое мозга не обязательно пропадает навсегда — возможно, оно просто спрятано в складках нейронов. Объяснение было предложено профессором психологии Помонского колледжа в Калифорнии Деборой Берк. Доктор Берк занимается случаями, когда вы что-то знаете, но никак не можете вспомнить (вертится на языке). Исследования Берк показывают, что со взрослыми это происходит чаще, в том числе потому, что нейронные связи, получающие, обрабатывающие и передающие информацию, с возрастом или от недостаточного использования могут ослабевать. Но результаты исследования также показывают, что если вы никак не можете вспомнить какое-то слово и вдруг слышите другое, похожее на него по звучанию, то вспомнить забытое будет намного проще. Например, кто-то говорит о хлебе-пите, а вы пытаетесь вспомнить фамилию Брэда Питта — и забытое имя немедленно всплывает в памяти. Похожие звуки могут помочь «завести» вашу память, как заглохший мотор.

Недавнее открытие дает еще больше поводов для оптимизма. По мере того как человек приближается к среднему возрасту, мозг все лучше распознает главные идеи и видит цельную картинку. Вы можете выявлять важные детали и находить решения намного быстрее, чем молодые люди.

Смысл в том, чтобы находить способы держать мозг в хорошей форме. «Мозг пластичен и продолжает меняться. Он не увеличивается в размере, но облегчает комплексное восприятие и понимание сути проблемы, — говорит профессор Калифорнийского колледжа Святой Марии Кэтлин Тейлор, изучавшая способы более эффективного обучения взрослых людей. — Повзрослев, мы не всегда можем научиться новому так же быстро, как раньше, зато становимся готовы к следующей ступени развития».

Педагоги говорят, что для того, чтобы «разогнать» нейроны, взрослым стоит подвергать сомнению те мнения, к которым они с таким трудом пришли в юности. Так как в их мозгу уже установились крепкие связи, взрослым полезно «тряхнуть синапсами» и всерьез отнестись к убеждениям, противоречащим их собственным, считает 66-летняя доктор Тейлор.

Зубрежка не должна лежать в основе обучения взрослых, уверена Кэтлин Тейлор. Вместо этого, возможно, вам стоит познакомиться с идеями и людьми, заметно отличающимися от привычного окружения. На уроке истории, например, можно рассматривать различные точки зрения на проблему.

«Новая информация играет важную роль в нашей жизни, — утверждает доктор Тейлор. — Знания нам необходимы. Но необходимо также идти дальше и подвергать сомнению наше понимание мира. Если вы общаетесь только с теми, кто с вами соглашается, и читаете книги, которые подтверждают вашу точку зрения, то не боретесь с установившимися в вашей голове связями». Именно такая тренировка, по мнению ученых, лучше всего помогает мозгу оставаться в форме: это выводит из «зоны комфорта» и ставит перед мозгом интересные, новые задачи.

Есть много способов «тряхнуть синапсами», начиная с поисков нового способа добраться до офиса до освоения иностранного языка. «У взрослых в синапсах появляются проторенные тропинки, — говорит Тейлор. — Поэтому мы должны время от времени разбивать когнитивную «скорлупу» и делать омлет».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera