СюжетыОбщество

Запад купился на стеклянные бусы

Возвращается мода на все африканское

Этот материал вышел в номере The New York Times (15.01.2010)
Читать
Представители расы На’ви в фильме «Аватар», обладают голубой кожей и способны перемещаться по верхушкам деревьев, горным пикам и даже летать с такой легкостью, что Тарзан умер бы от зависти. Их внешность и одежда экзотичны, но в то же...

Представители расы На’ви в фильме «Аватар», обладают голубой кожей и способны перемещаться по верхушкам деревьев, горным пикам и даже летать с такой легкостью, что Тарзан умер бы от зависти. Их внешность и одежда экзотичны, но в то же время хорошо знакомы любителям фильмов о путешествиях: звериные шкуры, яркие бусы, узоры на лицах.

Бывший морской пехотинец Джейк Салли, получивший задание внедриться к туземцам, попадает под очарование дочери вождя Нейтири. Впервые Джейк встречает ее, сидящей на ветке дерева, и с этого момента начинается его погружение в ее мир. Нечто в этом духе происходит в последнее время в мире моды.

Ведущие ритейлеры (например, Barneys New York), популярные производители одежды (American Apparel и др.) и такие разные дизайнеры, как Оскар де ла Рента, Марк Джейкобс, Фрида Джианнини и Дрис Ван Нотен, — все они оказались задеты африканским поветрием. Запад уже более ста лет вновь и вновь попадает под очарование африканского искусства — с тех пор как африканские мотивы впервые проявились на полотнах Пикассо и Кандинского. Не так давно, в 70-е, Ив Сен-Лоран поразил всех своей «африканской» коллекцией с использованием ракушек и деревянных бус.

Похоже, сейчас мы наблюдаем возвращение моды на Африку. «Прелесть заключается в преодолении всевозможных расовых барьеров, — считает Малколм Хэррис, художественный директор популярного интернет-журнала о моде Unvogue. — Кто вы и откуда, уже не играет никакой роли. Индивидуальный стиль одежды и в целом стиль жизни в наше время все чаще включает в себя фрагменты разных культур».

Возможно, дело в том, что в массовом сознании представление об африканских джунглях, пустынях и саванне обладает почти мистической силы очарованием, развеять которое не в силах ни терзающие континент политические неурядицы, ни нищета. «Африка так никогда и не была полностью изучена и измерена, — говорит дизайнер Рик Картер, принимавший участие в работе над «Аватаром». — С ней по-прежнему связаны представления о чувственности и богатстве природы. Эта Африка может быть и доброй, и пугающей, но в любом случае загадочной».

Первые признаки нового глобального тренда проявились в прошлом году в Лондоне, когда издающийся в Нигерии журнал Arise представил британской публике работы африканских дизайнеров.

Свою лепту внесла и поп-музыка.

«Лондон охватывает влияние Африки, — делится Эд Берстелл, директор по закупкам компании Liberty of London, которая в настоящее время едва справляется с волной заказов на браслеты из дерева и кости и металлические обручи наподобие тех, которые носит племя масаи. — В моде изделия, производящие впечатление грубой, примитивной обработки».

Как и популярная в последнее время американская одежда в «рабочем» стиле и кустарные ювелирные изделия, африканский стиль являет собой реакцию на то, что Макс Остервайс (в прошлом кинорежиссер, ныне дизайнер бренда Suno) называет «засильем дорогих брендов, на деле занимающихся промышленным производством покрытых логотипами символов статуса».

Спрос на «аутентичность» ощущается не только на подиумах, но и в клубах и на Бродвее. Публика с удовольствием танцует на шоу «Фела!», основу которого составляет музыка патриарха стиля афробит Фела Кути.

Неменьшую популярность завоевали музыка и манера одеваться лондонской певицы шри-ланкийского происхождения Майи Арулпрагасам, известной как M.I.A. Часть ее сценического образа составляют яркие принты на одежде.

Вполне возможно, что весной внимание модников привлекут комбинезоны от Марка Джейкобса с узорами в виде змеящихся рядов фортепианных клавиш — явное влияние африканских узоров. Самые искушенные уже сейчас отправляются в Гарлем в магазин Malcolm Shabazz Market за выкрашенными натуральным индиго тканями, привезенными из Мали, и конголезским полотном из волокон пальмы.

26-летнего дизайнера Майю Лейк (марка Boxing Kitten), сочетающую в своих работах голландские водоотталкивающие ткани с западноафриканскими узорами, вдохновляют в том числе тюрбаны и «дашики» — африканские мужские рубашки, популярные в 70-е, во время подъема движения за гражданские права. «Я не забываю о политической подоплеке этой моды, — признает Лейк. — Эти ткани определенно заставляют людей задуматься». Тем не менее Лейк настаивает на том, что ее модели не несут какого-то конкретного политического содержания. «Иногда мода бывает просто модой», — уверена она.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow