Сюжеты

Игра на выживание

На экранах России долгожданный «Повелитель бури»

Этот материал вышел в № 03 от 15 января 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

По мнению киноведов и кинокритиков мира (в версии британского киножурнала Sight & Sound), фильм Кэтрин Бигелоу занял почетное второе место в рейтинге главных киноработ истекшего года. Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса назвала...

По мнению киноведов и кинокритиков мира (в версии британского киножурнала Sight & Sound), фильм Кэтрин Бигелоу занял почетное второе место в рейтинге главных киноработ истекшего года. Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса назвала картину лучшей, а Бигелоу возглавила список режиссеров. Вообще эта тетенька давно опровергла клише о слащавой «женской режиссуре». Ее кино жесткое, дерзкое, бескомпромиссное, сделано крепкой мужской рукой. Лучшие фильмы режиссера (такие как «К-19», о подвиге советских подводников) основаны на реальных событиях.

«The Hurt Locker» — название новой военной драмы Бигелоу, можно перевести как «запирающий боль», «сундук боли», «мясорубка», «скрытая опасность». Вариантов много — избран худший. В фильме показаны будни элитного подразделения саперов в Ираке. Видимо, по мнению прокатчиков, эти люди в «скафандрах» и есть повелители «Бури в пустыне».

«Сундуком боли» оказывается зона взрыва, в центре которой корчится только что живой, волнующийся или хохмящий солдат. В радиус боли заперт весь город, напитанный гарью, дрожащий от полыхающего воздуха. Любой угол дома, самый безобидный предмет здесь источает смерть. Сержант Джеймс (Джереми Реннер), талантливый и чуткий сапер, виртуоз своего дела, натурально «горящий» на работе. Сослуживцы называют его «психом». Он в самом деле болен, инфицирован войной, не может жить без адреналина ежесекундного риска. Это настоящая зависимость. И если Джеймс наркоман, то он вынужден все время увеличивать дозу игры на выживание.

Впрочем, саперу на войне не обязательно ошибиться хотя бы однажды, ему, обезвредившему «зону смерти», просто могут снести голову.

Мощный военный триллер Кэтрин Бигелоу снят в стиле документального кино. Режиссера интересует психология людей, добровольно ввергающих себя в страшное и безнадежное пекло. Даже не сварившиеся в нем заживо всю дальнейшую жизнь пытаются по каплям выдавить из себя «раба войны». Фильм сделан по сценарию журналиста Марка Боала, который был прикреплен к спецподразделению американской армии в Ираке.

Замечательный британский оператор Барри Экройд (он известен по совместным работам с классиком Кеном Лоучем) создал в фильме «эффект присутствия», обеспечив его снятой с руки, подрагивающей картинкой, внезапными сменами планов — с наикрупнейшего на самый общий. Камера спешит, сбивает дыхание. Авторы пытаются воспроизвести среду, природу войны, «захваченную врасплох». На днях стало известно, что Американское общество кинематографистов назвало претендентов в номинации «Лучшая операторская работа» в рамках 24-й ежегодной премии «За выдающиеся достижения». Среди пяти номинантов — Барри Экройд. Это значит, что, по всей вероятности, он попадает в пул претендентов на «Оскар».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera