СюжетыОбщество

Бред от рассвета до заката

Узбекскому фотографу Умиде Ахмедовой грозит тюремное заключение за любовь к своей стране

Этот материал вышел в номере № 04 от 18 января 2010 г.
Читать
«Новая газета» уже писала о бредовых обвинениях в клевете на родную страну, выдвинутых против узбекского фотографа Умиды Ахмедовой. Повод — альбом Умиды «Женщины и мужчины/от рассвета до заката». Мы воспроизводим часть «Заключения по...

«Новая газета» уже писала о бредовых обвинениях в клевете на родную страну, выдвинутых против узбекского фотографа Умиды Ахмедовой.

Повод — альбом Умиды «Женщины и мужчины/от рассвета до заката».

Мы воспроизводим часть «Заключения по итогам проведения комплексной экспертизы», сделанного экспертами по уголовному делу, которое возбуждено против Умиды. Заодно приводим фамилии экспертов и, надо полагать, истинных патриотов Узбекистана: специалисты по делам религии С. Шарипов и О. Шковородюк, главные специалисты центра пропаганды духовности Г. Назруллаев и А. Акмалов, психологи Р. Хикматулаева и Р. Расулева и специалист центра «Маънавият Маркази» З. Гафарова.

В фотоальбоме «Женщины и мужчины/от рассвета до заката», который сделан в рамках Гендерной программы посольства Швейцарии в Узбекистане, представлены 111 фотографий Умиды Амедовой. 90% фотографий снято в отдаленных, отсталых кишлаках, и цель автора — показать тяжелую сторону жизни. В частности, плачущая девушка, руками закрывающая лицо (19 стр.), девушка, пасущая ишака (23 стр.), девушка с лицом, намазанном мукой или непонятно чем (25 стр. — фото 1 ), держащая на голове тазик с соломой (29 стр. — фото 3 ), подметающая крышу девушка (44 стр. — фото 2 ), — смотришь на данные фотографии и убеждаешься в вышесказанном.

Кроме того, с удивлением убеждаешься, в каких отсталых условиях люди живут в кишлаках (24, 46, 47, 51, 106, 107, 114, 119 стр.). Умида Ахмедова наши национальные обряды изображает в темных тонах. Например (40 стр.), плачущая девушка прощается с отцом, желая его благословения. А вот (41 стр.) — руки невесты, стоящей очень неуверенно, а рядом с ней кулак жениха. На первый взгляд обе фотографии кажутся обычными. Но через эти две фотографии фотограф хочет сказать, что девушка, выйдя замуж, полностью потеряла свободу и плачет, прощаясь с отцом. В Европе невесты, выходя замуж, не плачут, потому что у них нет этих чувств. Поэтому любой западный человек, посмотрев на эту фотографию, однозначно подумает, что в Узбекистане девушки выходят замуж насильно, поэтому плачут.

Автор критически смотрит на обрезание, он хочет вызвать жалость к мальчику, показывая узбекский народ варварами.

Что интересно, автор любит снимать подметающих женщин. Будто в нашем городе у женщин нет другой профессии, кроме уборщицы. Объектив Умиды Ахмедовой не отражает красивые места, современные здания, благополучные кишлаки. Этот человек видит женщину в телефонной будке, которая ждет клиентов (85 стр.), женщину с мокрой головой, продающую ковры (86 стр.), и цветочницу, которая смотрит задумчиво в объектив. Кроме этого, автор видит уличного бродягу, который заснул у памятника (88, 89 стр.), заснувшего продавца кишмиша (100 стр.), старушку-попрошайку (101 стр.). Когда листаешь альбом, приходишь к мысли: зачем пришли люди в этот мир, в нем только страдания, труд и печаль (115, 118 стр.) На самом деле цель фотографа вот какая. Она старается, хоть и искусственно, показать гендерные проблемы в Узбекистане. На фотографиях женщины (23, 29, 32, 44, 45, 46, 63, 74, 79, 85, 86, 87, 90, 91,93, 101, 108, 115, 117 стр.) заняты только повседневными заботами и тяжелым трудом. А мужчины в основном (56, 57, 59, 60, 61, 68 стр. — фото 4 ) заняты курашем, петушиными боями, пловоедством и развлечениями.

В альбоме не сказано, где сняты фотографии. Но задумываешься, снято это в Узбекистане или в Афганистане (104, 105 стр.) Самое интересное, на первой странице альбома написано Ташкент 2007, но на обратной стороне написано «Print-S», г. Алматы. Значит, фотографии могли быть сняты в разных местах. Кроме того, в альбоме есть биография автора, там сказано, что Умида Ахмедова участвовала в выставке в Тбилиси. Зная это, понимаешь, что фотографии на стр.96, 97, 98, 99, 103 напоминают Грузию.

Открывая альбом, мы видим отражение в зеркале женщины с фотоаппаратом, красящей волосы, и догадываемся, что это автор. Обычно женщины такие моменты скрывают от чужих глаз. Здесь видишь безвкусицу: на заднем фоне кучу каких-то одежд, пакетов, портящих настроение зрителя. В фотоальбоме царствует пессимистическое настроение. Проще говоря, там жизнь показана очень некрасиво. Иностранец, не видевший Узбекистан, ознакомившись с альбомом, придет к выводу, что это страна, где люди живут в средневековье. Фотограф специально подчеркивает жизненные трудности, особенно старается показать наших женщин жертвами. Даже у женщины, снятой в одном из скверов нашей столицы, голова опущена! В итоге этот альбом Умиды Ахмедовой сделан с корыстной целью. Автор показывает отношения мужчин и женщин, и в общем проблемы гендера неадекватно. Фотоальбом не соответствует эстетическим требованиям. Одним словом, надо остановить распространение данного альбома среди широкой общественности.

Данного рода информация может привести к неправильному восприятию действительности подрастающим поколением Республики Узбекистан. Известно, что визуальный ряд книги имеет большое психологическое влияние. Солидность издания и хорошее качество изготовления книги также являются определенным механизмом создания предрасположенности к внедрению информации в сознание молодых людей, нормы педагогики и психологии, общечеловеческие ценности, а также являются подрывом нравственных устоев нашего народа и основных положений национальной идеологии.

(Перевод с узбекского с максимальным сохранением стиля подлинника.)

От редакции.

Признаемся, перефразировав авторов экспертизы: мы, иностранцы, не видевшие Узбекистан, ознакомившись с текстом экспертизы, пришли к выводу, что это страна, где люди живут в средневековье. Мы понимаем, что должно пройти время, пока средневековое сознание трансформируется, поэтому, к сожалению, далеки от мысли, что хоть чем-то можем реально Умиде помочь. Мы просто говорим: Умида, ты не одна. На свете есть много людей, которые полюбили Узбекистан именно благодаря твоим фотографиями, потому что увидели его твоими глазами — глазами, полными любви и сострадания к своему народу.

Выставка фотографий Умиды Ахмедовой открывается 19 февраля 2010 года в Русском музее фотографии в Нижнем Новгороде.

13 января с Умиды была взята подписка о невыезде.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow