СюжетыОбщество

Преследование неправительственных организаций и гражданских активистов. Итоги-2009

Этот материал вышел в номере № 04 от 18 января 2010 г.
Читать
Памяти Станислава Маркелова В ушедшем году российских гражданских активистов демонстративно убивали, избивали, преследовали за клевету, контрафакт и экстремизм. Их задерживали на различных акциях, митингах и пикетах, обыскивали их дома и...

Памяти Станислава Маркелова

В ушедшем году российских гражданских активистов демонстративно убивали, избивали, преследовали за клевету, контрафакт и экстремизм. Их задерживали на различных акциях, митингах и пикетах, обыскивали их дома и офисы, помещали в психбольницу, обстреливали квартиры. В неправительственных организациях искали терроризм, экстремизм и финансовые махинации, приостанавливали их деятельность, прослушивали, подглядывали, жгли офисы или выселяли на улицу.

Межрегиональная правозащитная Ассоциация «АГОРА» подвела итоги преследования активистов и НПО в 2009 году. Правозащитники зарегистрировали 308 таких фактов из 43 регионов России. Для сравнения: в 2006 году они зафиксировали 118 подобных сообщений, в 2007-м — 212, в 2008-м — 144 случая. Таким образом, 2009 год для российского «третьего сектора» и гражданской активности стал самым сложным за последние четыре года.

Что интересно, прошедший год лидирует и по давлению на журналистов и средства массовой информации. По данным Фонда защиты гласности, в 2009 году конфликтов вокруг медиа было 1537 (самый высокий количественный показатель с 2006 года), журналисты стали чаще погибать, в два раза возросло число угроз расправой. В 1,5 раза чаще фиксировалось препятствие деятельности интернет-изданий.

Правозащитники подсчитали 69 случаев задержаний людей на различных публичных акциях, во время которых были доставлены в милицию более 500 гражданских активистов. Эти пикеты и митинги были в основном посвящены памяти погибших журналистов и правозащитников, а также реформе МВД. Уголовному преследованию в 2009 году было подвергнуто 9 гражданских активистов, а также зафиксирован 21 случай нападения на них.

Убийства

В прошедшем году были убиты адвокат Станислав Маркелов и журналистка Анастасия Бабурова, правозащитники Наталья Эстемирова, Зарема Садулаева и Макшарип Аушев, антифашист Иван Хуторской. Северный Кавказ заметно стоит особняком в этой печальной статистике. Здесь, действительно, отстаивание прав человека все больше становится подобным форме замедленного и отсроченного самоубийства.

Нападения

В феврале в Санкт-Петербурге было совершено нападение на лидера профсоюза российского автозавода General Motors Евгения Иванова. В конце марта в Москве неизвестные жестоко избили главу движения «За права человека» Льва Пономарева. Также была совершена серия нападений на активистов левых молодежных движений в Санкт-Петербурге.

Уголовное преследование

Обвинения в экстремизме

2009 год прошел для гражданских активистов под знаком обвинений в возбуждении ненависти и вражды. Апогеем стало осуждение в ноябре к 1 году 9 месяцам лишения свободы в колонии-поселении бывшего пресс-секретаря президента Татарстана Ирека Муртазина, сообщившего в своем блоге о кончине главы республики. В его деле впервые суд признал социальной группой представителей власти и впервые же назначил реальное лишение свободы.

Однако некоторую часть необоснованных подозрений гражданским активистам все-таки удалось отбить. Так, в августе в Тюмени было прекращено уголовное дело в отношении анархистов Андрея Кутузова и Рустама Фахретдинова, подозревавшихся в возбуждении ненависти и вражды по признаку социальной группы «военнослужащие» за пацифистские надписи на стенах местных военкоматов. Кроме того, было возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников Центра по противодействию экстремизму, которые, по версии следствия, добивались от анархиста Амирана Бутаева показаний против Кутузова и Фахретдинова.

Также развалилось, не дойдя до суда, уголовное дело в отношении кемеровского лидера движения «Оборона» Дмитрия Соловьева, который в своем блоге нелицеприятно отозвался о милиции и ФСБ. Сначала сотрудников этих силовых ведомств экспертизы также признали социальной группой, однако проведенные дополнительные исследования поставили под сомнения доводы кемеровских экспертов. Вопрос о том, являются или нет милиционеры и чекисты отдельными социальными группами, пользующимися спецзащитой антиэкстремистского законодательства, дамокловым мечом повис в воздухе.

Возбужденное в отношении председателя Пермской гражданской палаты Игоря Аверкиева уголовное дело за якобы публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 Уголовного кодекса России) в его материале «Уйдем с Кавказа — станем свободней и крепче» в 2009 году было приостановлено. Независимая экспертиза, проведенная осенью 2009 года по инициативе Центра гражданского анализа и независимых исследований «Грани», признаков экстремизма в тексте Аверкиева не обнаружила. Однако в суде продолжается рассмотрение иска пермской прокуратуры о признании статьи экстремистской. Назначена судебная лингвистическая экспертиза.

Активно формируется следственная и судебная практика и по другой экстремистской статье. По данным пресс-секретаря «Другой России» Александра Аверина, за 2009 год по статье 282.2 Уголовного кодекса России (участие в деятельности экстремистской организации) в стране были осуждены пятнадцать нацболов.

Обвинения в контрафакте

В 2009 году продолжилось уголовное преследование бывшего главного редактора «Новой газеты в Самаре», директора «Самарской газеты» Сергея Курт-Аджиева. В марте дело об использовании в редакции «Новой газеты в Самаре» в 2007 году якобы нелицензионного программного обеспечения было возвращено из суда в прокуратуру по просьбе заместителя прокурора Октябрьского района Самары, в мае прокурор города Рашид Бадалов потребовал у Следственного комитета прекратить это дело, однако следствие было продолжено. Кроме того, следователи активизировались по второму «контрафактному делу», связанному с Сергеем Курт-Аджиевым, — в феврале 2009 года прошли обыски и изъятие 9 компьютеров в «Самарской газете», куда журналист перешел работать после вынужденного закрытия редакции «Новой газеты».

Под занавес 2009 года — 30 декабря — следственный комитет при прокуратуре прекратил длившееся более 2,5 лет уголовное преследование Курт-Аджиева «за его непричастностью к совершению преступлений».

Самарский сценарий с давлением на гражданского активиста через обвинение в использовании нелицензионных программ повторился в октябре 2009 года в Краснодаре. Тогда милиционеры явились в помещение, арендуемое руководителем молодежной правозащитной организации «ЭТнИКА» Анастасией Денисовой, провели обыск и изъяли системные блоки для поиска контрафакта.

Обвинения в клевете

После убийства в июле 2009 года правозащитницы Натальи Эстемировой и заявлений руководителя Правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова о причастности к этому преступлению президента Чечни Рамзана Кадырова началась тяжба между чиновником и гражданским активистом. В октябре Тверской суд Москвы обязал Олега Орлова выплатить Кадырову 20 тысяч, а ПЦ «Мемориал» — 50 тысяч рублей. После этого в отношении Орлова было возбуждено уже уголовное дело по статье «Клевета».

Компенсации

В 2009 году директор Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов смог добиться компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование по подозрению в самоуправстве. Центральный районный суд Читы в конце июля обязал Министерство финансов России выплатить Черкасову 7000 рублей за необоснованное подозрение в самовольной выдаче зарплаты своим сотрудникам, получении денег от бывшего владельца НК «ЮКОС» Михаила Ходорковского и вывозе имущества организации из офиса.

Также в Забайкалье член общественной организации «За развивающуюся Находку» Наталья Ремизова в декабре 2009 года через Центральный районный суд Читы добилась присуждения от Минфина России 60 тысяч рублей за незаконное подозрение в терроризме. В 2006 году после похищения паспортов и билетов родных, снятия с поезда и трехсуточного задержания у решившей все равно любым путем добраться до Социального форума в Санкт-Петербурге женщины в аэропорту Читы при досмотре багажа на дне сумки милиционеры «обнаружили» 400-граммовую тротиловую шашку.

Из нестандартных, но иногда практикующихся способов давления на гражданских активистов в 2009 году правозащитники выделяют обстрел в конце апреля квартиры главного редактора самарского правозащитного информационного агентства «Свобода» Александра Лашманкина и помещение в психиатрическую больницу на два месяца в октябре прошлого года тульского нацбола Дмитрия Авраменко.

Преследование неправительственных организаций

В течение всего 2009 года российские налоговики безуспешно пытались взыскать налог на прибыль с Озерской общественной организации «Планета надежд». В июне 2009 года Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд постановил, что поступающие из-за рубежа пожертвования на деятельность российских неправительственных организаций не подлежат налогообложению. В августе Арбитражный суд Уральского федерального округа оставил в силе это решение. Третья попытка налоговиков отменить прецедентное для всех некоммерческих организаций страны решение также завершилась проигрышем — в ноябре все тот же Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд России отказал Инспекции Федеральной налоговой службы по Озерску в пересмотре своего июньского постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

Между тем налоговики Татарстана в декабре 2009 года решили взыскать налог на прибыль в размере почти 700 тысяч рублей с Ассоциации «АГОРА», которая представляла в судах интересы «Планеты надежд». Такое решение стало итогом полугодового давления на правозащитные организации в Татарстане после милицейских обысков и множества проверок различных государственных органов. В августе активисты обнаружили в собственном офисе скрытое записывающее аудиовизуальное устройство. Правозащитникам удалось в судах признать незаконными и необоснованными многие действия представителей государства (даже была отменена инструкция МВД по проверке юридических лиц), однако окончательная точка в противостоянии республиканских чиновников с правозащитниками будет поставлена уже в наступившем году.

В сентябре 2009 года в суде развалилось дело о признании экстремистским Новороссийского комитета по правам человека. Причина преследования — использованный активистами на одном из пикетов лозунг «Свободу не дают, ее берут» (перефразированное выражение из пьесы Горького «Мещане»). Прокурор Новороссийска лично отозвал из суда собственное заявление.

В октябре Тверской суд Москвы наказал рублем Министерство финансов в пользу Антифашистского союза. Компенсация была присуждена сопредседателю организации Авелине Абарели-Лобжанидзе за то, что ей с коллегами в течение 3,5 лет пришлось добиваться официальной регистрации союза из-за волокиты чиновников.

Также в 2009 году из нетрадиционных методов оказания давления на неправительственные организации правозащитники отметили поджог офиса общественной организации «Матери Дагестана за права человека» (сгорел дотла) и предпринятую московскими чиновниками попытку выселения из офиса Московской Хельсинкской группы.

Дмитрий Колбасин ,
руководитель отдела информацииМежрегиональной правозащитной ассоциации «АГОРА»

Под текст

_В этом году Ассоциация «АГОРА» отмечает пятилетие деятельности по защите гражданских активистов и российских неправительственных организаций. За это время сотрудничающие с Ассоциацией адвокаты добились прекращения уголовного преследования руководителя самарской организации «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» Людмилы Кузьминой (дважды), главного редактора ИА «ВолгаИнформ» Людмилы Котовой, директора Центра физического, правового и духовного развития детей и подростков Тамбова Веры Дементьевой, лидера национальной организации Марий Эл «Мари Ушем» Нины Максимовой, редактора интернет-журнала «Новый Фокус» Михаила Афанасьева, родителей казанской журналистки Натальи Петровой, тюменских анархистов Андрея Кутузова и Рустема Фахретдинова, ижевского антифашиста Андрея Петрова, забайкальского правозащитника Виталия Черкасова, блоггера Дмитрия Соловьева, главного редактора «Новой газеты в Самаре» Сергея Курт-Аджиева. _

Также после оказанного давления со стороны государства, безуспешных попыток ликвидации, признания недействующими или экстремистскими, налоговых и иных претензий свою активную деятельность продолжают Союз комитетов солдатский матерей России, Независимая психиатрическая ассоциация, Российский исследовательский центр по правам человека, Ассоциация в защиту прав избирателей «ГОЛОС», Новороссийский комитет по правам человека, «Планета надежд» (Озерск).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow