Сюжеты

Независимое кино: сам себе кинопрокат

Теперь искать зрителей режиссеры будут сами?

Этот материал вышел в The New York Times (22.01.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В ноябре в конференц-зале Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе кинорежиссеров подстрекали устроить революцию. Делал это Питер Бродерик — консультант, помогающий режиссерам выводить свои фильмы на рынок. Он рассказывал о подходе к...

В ноябре в конференц-зале Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе кинорежиссеров подстрекали устроить революцию. Делал это Питер Бродерик — консультант, помогающий режиссерам выводить свои фильмы на рынок. Он рассказывал о подходе к кинопрокату, основанном на интернет-технологиях. По мнению Бродерика, такой подход поможет режиссерам самостоятельно найти зрителей, не заключая с прокатными компаниями сделок, опасных для кошелька и души.

Бродерик считает, что кинопрокат делится на старый и новый. При старом режиссеры отказываются от всех прав на свою работу, передавая контроль другим компаниям, которые теряют к ней интерес довольно быстро (например, после низких продаж билетов в первые же выходные). При новом — режиссеры сохраняют полный контроль над своей работой. Они не расстаются со своими правами и, что немаловажно, работают с людьми, которых действительно интересует их проект.

При старом подходе есть зрители, покупающие билеты. При новом — зрители покупают билеты и дружат с режиссером на Facebook. При старом есть реклама, объявления в газетах и массовая аудитория. При новом есть социальные сети, YouTube, iTunes и нишевые аудитории. «Объявления в газетах, — объясняет Бродерик, — это лишняя трата ваших денег».

Последние несколько лет оказались особенно тяжелыми для независимого кинопроизводства. Продажи билетов упали, а большинство крупных студий потеряли интерес к независимым режиссерам.

Коллеги Бродерика и такие режиссеры, как Джон Рейсс (автор документального фильма «Бомби это!»), считают, что восстановить независимое кинопроизводство сможет самораспространение, то есть организация проката фильмов самими режиссерами и их помощниками, включая консультантов вроде Бродерика и Ричарда Абрамовитца.

Абрамовитц — ветеран киноиндустрии и управляющий (и единственный сотрудник) компании Abramorama, расположенной в Армонке, штат Нью-Йорк. В прошлом году он помог добиться успеха документальному фильму Саши Герваси «Anvil! История группы Anvil», посвященному хэви-метал-группе 70-х годов Anvil и ее возрождению. Фильм собрал в прокате в Северной Америке $700 000. По мнению Абрамовитца, консультанты способны помочь режиссерам организовать прокат снятых фильмов: разработать маркетинговую стратегию, забронировать залы для показов, собрать деньги.

Бродерик выступает за так называемый гибридный прокат, сочетание «прямого сбыта режиссером с распространением через третьих лиц». С помощью него режиссеры сохраняют права на продажу и передают право на распространение на DVD одной компании, право на продажу в Интернете — другой и т.д. В традиционной модели все права передаются одному кинопрокатчику. Новый подход позволяет режиссерам самим находить зрителей и сохранять контроль над своей работой и ее судьбой — теоретически.

Вступив на это путь, режиссер уподобляется программисту, открывшему исходный код своих программ. Они ссылаются друг на друга в разговорах и на своих веб-сайтах и блогах, рекламируя идеи и проекты своих коллег. Делясь информацией и опираясь на идеи друг друга, они, по сути, создают виртуальную инфраструктуру.

Один из основных принципов этого движения — трансмедийность. Этот термин обозначает ситуацию, при которой один сюжет раскрывается на разных информационных платформах, — вспомните такие проекты, как «Звездные войны» и «Матрица». «Звездные войны» помогли понять, что помимо фильма существует множество сопутствующих продуктов: от компьютерных игр до пластиковых фигурок.

Новое поколение режиссеров, возможно, не рекламирует на своих сайтах игрушки, но они продают DVD, плакаты, CD и книги. Подобно Спайку Ли, они учатся продавать не только свое искусство, но и себя.

Самое важное для Рейсса и других приверженцев философии «сделай сам» — найти своего зрителя любым путем, в любой нише, в кинотеатре или Интернете. «Если это не удастся, — с напором говорит Рейсс, — кино окончательно захватят монополисты».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera