Сюжеты

Независимое кино: сам себе кинопрокат

Теперь искать зрителей режиссеры будут сами?

Этот материал вышел в The New York Times (22.01.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В ноябре в конференц-зале Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе кинорежиссеров подстрекали устроить революцию. Делал это Питер Бродерик — консультант, помогающий режиссерам выводить свои фильмы на рынок. Он рассказывал о подходе к...

В ноябре в конференц-зале Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе кинорежиссеров подстрекали устроить революцию. Делал это Питер Бродерик — консультант, помогающий режиссерам выводить свои фильмы на рынок. Он рассказывал о подходе к кинопрокату, основанном на интернет-технологиях. По мнению Бродерика, такой подход поможет режиссерам самостоятельно найти зрителей, не заключая с прокатными компаниями сделок, опасных для кошелька и души.

Бродерик считает, что кинопрокат делится на старый и новый. При старом режиссеры отказываются от всех прав на свою работу, передавая контроль другим компаниям, которые теряют к ней интерес довольно быстро (например, после низких продаж билетов в первые же выходные). При новом — режиссеры сохраняют полный контроль над своей работой. Они не расстаются со своими правами и, что немаловажно, работают с людьми, которых действительно интересует их проект.

При старом подходе есть зрители, покупающие билеты. При новом — зрители покупают билеты и дружат с режиссером на Facebook. При старом есть реклама, объявления в газетах и массовая аудитория. При новом есть социальные сети, YouTube, iTunes и нишевые аудитории. «Объявления в газетах, — объясняет Бродерик, — это лишняя трата ваших денег».

Последние несколько лет оказались особенно тяжелыми для независимого кинопроизводства. Продажи билетов упали, а большинство крупных студий потеряли интерес к независимым режиссерам.

Коллеги Бродерика и такие режиссеры, как Джон Рейсс (автор документального фильма «Бомби это!»), считают, что восстановить независимое кинопроизводство сможет самораспространение, то есть организация проката фильмов самими режиссерами и их помощниками, включая консультантов вроде Бродерика и Ричарда Абрамовитца.

Абрамовитц — ветеран киноиндустрии и управляющий (и единственный сотрудник) компании Abramorama, расположенной в Армонке, штат Нью-Йорк. В прошлом году он помог добиться успеха документальному фильму Саши Герваси «Anvil! История группы Anvil», посвященному хэви-метал-группе 70-х годов Anvil и ее возрождению. Фильм собрал в прокате в Северной Америке $700 000. По мнению Абрамовитца, консультанты способны помочь режиссерам организовать прокат снятых фильмов: разработать маркетинговую стратегию, забронировать залы для показов, собрать деньги.

Бродерик выступает за так называемый гибридный прокат, сочетание «прямого сбыта режиссером с распространением через третьих лиц». С помощью него режиссеры сохраняют права на продажу и передают право на распространение на DVD одной компании, право на продажу в Интернете — другой и т.д. В традиционной модели все права передаются одному кинопрокатчику. Новый подход позволяет режиссерам самим находить зрителей и сохранять контроль над своей работой и ее судьбой — теоретически.

Вступив на это путь, режиссер уподобляется программисту, открывшему исходный код своих программ. Они ссылаются друг на друга в разговорах и на своих веб-сайтах и блогах, рекламируя идеи и проекты своих коллег. Делясь информацией и опираясь на идеи друг друга, они, по сути, создают виртуальную инфраструктуру.

Один из основных принципов этого движения — трансмедийность. Этот термин обозначает ситуацию, при которой один сюжет раскрывается на разных информационных платформах, — вспомните такие проекты, как «Звездные войны» и «Матрица». «Звездные войны» помогли понять, что помимо фильма существует множество сопутствующих продуктов: от компьютерных игр до пластиковых фигурок.

Новое поколение режиссеров, возможно, не рекламирует на своих сайтах игрушки, но они продают DVD, плакаты, CD и книги. Подобно Спайку Ли, они учатся продавать не только свое искусство, но и себя.

Самое важное для Рейсса и других приверженцев философии «сделай сам» — найти своего зрителя любым путем, в любой нише, в кинотеатре или Интернете. «Если это не удастся, — с напором говорит Рейсс, — кино окончательно захватят монополисты».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera