СюжетыОбщество

Господин никотин

Табачные и сетевые лоббисты пытаются использовать антитабачный закон в своих интересах

Этот материал вышел в номере № 07 от 25 января 2010 г.
Читать
Чего ждать от нового закона:— Сигареты можно будет купить только в крупных магазинах. По малому бизнесу будет нанесен очередной удар.— Повышение акцизов заставит потребителя перейти на дешевый табак. Доходы отечественных табачных компаний,...

Чего ждать от нового закона:— Сигареты можно будет купить только в крупных магазинах. По малому бизнесу будет нанесен очередной удар.— Повышение акцизов заставит потребителя перейти на дешевый табак. Доходы отечественных табачных компаний, связанных с семейным бизнесом госчиновников, увеличатся.— В провинции сформируется серый рынок табачной продукции.— Курить меньше не станут.


Традиционно сильное думское табачное лобби в ближайшее время вновь активизируется. На этот раз — на почве рассмотрения очередных поправок в Закон «Об ограничении курения табака». Дополнения к действующему с 2001 года закону не могут принять уже 8 лет. Новый пакет поправок, подготовленный еще весной, но заблокированный, по некоторым данным, заинтересованным кругом лиц в правовом управлении администрации президента, должен был поступить на рассмотрение в Госдуму еще в конце декабря прошлого года. Однако некоторые пункты нового законопроекта, которые стали известны «Новой», в частности — запрет продавать табак в палатках, дают основания полагать, что документ — во многом плод труда не только табачного, но и сетевого лобби.

Стоит отметить, что поправки в Закон «Об ограничении курения табака» все же принимались — но настолько незначительные, что на общую ситуацию никак повлиять не могли. Сам закон начали создавать еще в далеком 1998 году и несколько лет не могли утвердить из-за того же лобби.

В то время в развитых странах уже вовсю боролись с табачной эпидемией и готовили под руководством ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) бескомпромиссную Рамочную конвенцию по борьбе против табака. Американские табачные компании, которых активно вытесняли со старых рынков, пользуясь слабостью антитабачного законодательства в нашей стране, продолжали освоение российского рынка и завладели почти 95% отечественной табачной промышленности. Закон, принятый в 2001 году, получился «недозаконом», заявкой на то, что с курением в России все-таки собираются бороться. Ни одна действительно серьезная и жесткая мера — запрет на курение в общественных местах и на использование слов «легкие», «мягкие», а также предупредительные надписи или фотографии, занимающие значительную площадь сигаретной пачки, — в его окончательную редакцию так и не вошла.

Из более чем двадцати проектов поправок, серьезно ужесточающих закон, до настоящего момента не была принята ни одна. К Рамочной конвенции ВОЗ Россия присоединилась только в 2008 году — и теперь законодатели вынуждены в спешке латать дыры.

26 декабря вступил в силу технический регламент на табачную продукцию. Он регулирует размер, расположение и тип предупредительных надписей на пачках — текст о вреде курения в черной рамке должен занимать не менее 30% лицевой большей стороны пачки и 50% обратной стороны, варианты текста также оговорены в законе — их 12. Регламент не запрещает, но ограничивает употребление слов «мягкие», «легкие» и схожих по значению — они должны сопровождаться фразой о том, что такие сигареты не менее вредны для здоровья, напечатанной тем же шрифтом.

В подготовке техрегламента, равно как и в создании нового пакета поправок, принимали активную роль представители отечественного и зарубежного табачного бизнеса. С одной стороны, это логично: кто, как не они, знают свою отрасль. С другой — в Европе от этого давно отказались (на уровне запрета, прописанного в Рамочной конвенции) ввиду значительного влияния табачников (в свою пользу, естественно) на готовый документ. Это сказалось на принятом техрегламенте не так сильно — представители интересов зарубежных и российских табачных компаний нейтрализовали друг друга, требуя противоположного: зарубежные — максимальной строгости техрегламента, чтобы дешевая отечественная продукция не смогла удовлетворять его требованиям, наши — максимальной снисходительности. В результате всего этого маркетинговые уловки, т.е. надписи «легкие», «мягкие», пусть и с оговорками, но легализовали (что противоречит конвенции ВОЗ).

Документ готовился под руководством одного из признанных лидеров в борьбе с «табачной эпидемией» — депутата Госдумы Николая Герасименко. Сам он в откровенном продвижении интересов табачной индустрии замечен не был, хотя сотрудничал с организациями «Твой выбор» и «Общественный совет по борьбе с подростковым курением», финансовую поддержку которых осуществляют наиболее крупные игроки на табачном рынке («Бритиш Американ Тобакко», «Филипп Морис» и «ДжиТиАй»). Зато другой разработчик законопроекта, Владимир Мединский, возглавлял Российскую ассоциацию по связям с общественностью (РАСО). Ей в 2007 году жертвовал средства «Филипп Морис», а «БАТ» является одним из партнеров. Возможно, именно этим вызвано нежелание господина Мединского включать в законопроект полный запрет курения табака в общественных местах.

В законопроект должен войти пункт о серьезном изменении режима продажи табачных изделий. Законодатели настаивают на том, что реализация сигарет должна осуществляться только в стационарных торговых объектах, площадь которых составляет не менее 50 квадратных метров. Если говорить проще — запретить торговать табаком в ларьках и небольших палатках и тем самым значительно увеличить доход сетевых магазинов. Причем не столько за счет продажи сигарет как таковых, сколько за счет увеличения средней суммы покупки — ведь покупатель вряд ли станет ходить за сигаретами в какой-нибудь «Перекресток», а за хлебом — в палатку. А это — прямой удар не только по малому бизнесу, но и по социальным магазинам «шаговой доступности», что возвращает нас к монополизму торговых сетей в крупных городах — то есть к тому, с чем должен, по идее, бороться недавно принятый Закон «О торговле». Кстати, тогда представители сетевого лобби негласно обещали поквитаться за поражение. Антитабачный закон предоставляет им прекрасный шанс.

Несложно догадаться, что в тех районах страны, где крупных магазинов в принципе нет, место официальной торговли займет продажа «из-под полы».

Выход из-под контроля ситуации на отечественном рынке может спровоцировать и акцизная политика. С 2010 года акцизы повысились: специфическая процентная ставка на сигареты с фильтром увеличилась на 30% и адвалорная, основанная на стоимости пачки, — на 0,5%.

В мире ценовой метод регулирования потребления табака признан одним из самых эффективных, однако отечественные эксперты сходятся во мнении, что в России увеличение цены сигарет приведет лишь к переходу граждан на более дешевую продукцию. Дело здесь в самой системе комбинированного акциза, пролоббированного еще в первой половине 2000-х депутатом Госдумы Иваном Саввиди. Из-за адвалорной составляющей разрыв в цене между сигаретами дорогого и более дешевых сегментов только увеличивается, что стимулирует обращение курильщиков к табаку нижней ценовой группы — как раз таких, какие производит компания «Донской табак», 78% акций которой принадлежит жене господина Саввиди. Так чем же опасно повышение акцизов? Прежде всего тем, что компании начнут занижать реальную стоимость сигарет для сокрытия налогов, а в обороте появится много контрафакта.

Словом, несмотря на заявленные антиникотиновые меры, ситуацию с курением в России вряд ли удастся переломить в ближайшем будущем. Но при всем этом законотворцы упорно игнорируют самый эффективный и вместе с тем сложный с точки зрения реализации путь — комплексные социальные программы, направленные на изменение общественного сознания. И я отлично понимаю, почему непопулярна эта мера. С ее помощью не поддержишь депутатский семейный бизнес. Ну и, конечно, выгодный статус политического борца с табачной эпидемией тоже вряд ли заработаешь.

P.S. _ 20 января депутаты Мосгордумы поддержали поправки в Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», запрещающие продавать слабоалкогольные напитки в палатках._

Комментарии

Владимир Головнев ,_ первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству:_

— В Европе серьезные ограничения на продажу табака введены уже давно, но необходимо адекватно оценивать российские реалии. Малый бизнес находится в особенно сложной ситуации — хотя пик кризиса уже пройден, длинные кредиты получить очень сложно. Но не факт, что из-за запрета продажи табачных изделий в палатках, площадь которых не превышает 50 квадратных метров, предприниматели обязательно будут разоряться. Однако в связи с данным ограничением необходимо в первую очередь подумать о сельских районах нашей страны, где больших магазинов вообще нет. Там люди вряд ли сразу бросят курить или резко сократят потребление табака, зато точно организуется незаконная торговля.

Владимир Мединский ,_ депутат Госдумы, соавтор законопроекта:_

— От жестких мер в отношении курения в общественных местах никто не отказался, более того, в новом законопроекте они будут жестче, чем предполагалось раньше. В нем будет содержаться и много других, дополнительных ограничений, связанных с продажей и потреблением табака. Суть ограничений, касающихся продажи сигарет в торговых точках, площадь которых меньше 50 квадратных метров, предлагаю обсудить после того, как закон будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Сергей Мигин ,_ эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства:_

— Эти меры в отношении табака симметричны тем, что вводились несколько лет назад в области ограничения продажи крепкого алкоголя. Не секрет, что Россия несколько лет назад взяла курс на присоединение ко многим европейским, в том числе возовским, инициативам.

Что же касается недавно принятого технического регламента, его разработчики пошли по пути, от которого в Европе отказались еще десятилетие назад. Дело в том, что уменьшение содержания никотина и смол не приводят к фактическому сокращению потребления табака. Более того, переход на легкие сигареты приведет к количественному увеличению потребления табака. Кстати, компанию по переходу на более легкие сигареты в свое время развязали именно табачные корпорации.

Требует дополнительной проработки пункт о запрете на торговлю табаком в палатках. Эта норма действительно серьезно ударит по малому бизнесу — важнейшему инструменту самозанятости в кризис. А ведь практически половина всего малого бизнеса функционирует именно в сфере торговли. Для крупных сетей сигареты — второстепенный, сопутствующий вид деятельности, в отличие от палаток, многие из которых существуют именно за счет продажи пива и сигарет в вечернее и ночное время. Не будет табака — не будет и социально значимых товаров вроде хлеба или молока в «шаговой доступности», зато будет литься вода на мельницу сетевиков, хотя мне кажется сомнительным, чтобы на внесение этих пунктов в значительной степени повлияло сетевое лобби — все его силы были брошены на Закон «О торговле».

Возможно, закон действительно способен в небольшой степени предотвратить курение малолетних, однако вызывает сомнения, пересилит ли достигнутый социальный эффект экономические потери.

Также активно будет развиваться (и уже развивается) торговля табаком в интернете — сфере, которая вообще не поддается контролю.

Увеличение акцизов видится мне несколько более эффективным методом решения проблемы, хотя, как показывает практика, оттого, что цены растут, люди курить не прекращают.

Полем борьбы с курением должно стать сознание граждан, а не их кошельки. Изменить общественное сознание сложнее и дороже, однако и отдача от этого будет совершенно иного уровня. Существует лозунг: «Боремся с табакокурением!», однако законодатель почему-то не вполне осознает, что ввести запрет — не значит решить проблему. Любое ограничение резко сужает рынок, а значит, большинство предприятий торговли будет отсечено от этого рынка. Возрастет рыночная власть тех, кто остался, ситуация станет неконкурентной — и произойдет рост торговых наценок на табачные изделия.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow