СюжетыПолитика

БайкалРусалГрупп

Этот материал вышел в номере № 10 от 1 февраля 2010 г.
Читать
На сайте иркутского информационного центра «Бабр.RU» голосуют за главного врага Сибири. Одно время в группе лидеров наблюдалась неразбериха, вперед выбивался даже Гринпис, потом Олег Дерипаска, однако обнародование поправок в экологическое...

На сайте иркутского информационного центра «Бабр.RU» голосуют за главного врага Сибири. Одно время в группе лидеров наблюдалась неразбериха, вперед выбивался даже Гринпис, потом Олег Дерипаска, однако обнародование поправок в экологическое законодательство, подписанных премьером 13 января, определило безусловное лидерство Владимира Путина. Напомню, премьер разрешил варку целлюлозы на Байкале, то есть, по сути, санкционировал возобновление деятельности по превращению озера в сточную канаву, чем много лет плодотворно занимался Байкальский ЦБК, контролируемый ныне Дерипаской.

Тем временем государство начало реагировать на поднятую против пуска БЦБК гражданскую волну. К лидеру протестов — общественному движению «Байкальская экологическая волна» (БЭВ) — пришла милиция. Сайт БЭВ перестал работать. В ГУВД Иркутской области официально заявили, что проверка офиса БЭВ «не более чем реагирование на возможный факт правонарушения в области авторских и смежных прав», и мероприятие это — следствие обращения в органы некоего гражданина. Тот полагает, что БЭВ использует программное обеспечение без лицензионного соглашения. Системные блоки компьютеров изъяты и направлены на экспертизу.

В общем, власти не вышли из жанровых рамок. Классических поводов для ее реакции на гражданские инициативы немного: поиск нелицензионного софта, секретных картографических материалов или проверка соблюдения противопожарных правил.

Сопредседатель БЭВ Марина Рихванова отрицает использование контрафакта, в наличии все документы. За достоверность этого факта поручились Гринпис России и Всемирный фонд дикой природы (WWF) России. По словам Рихвановой, кроме представителей отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка областного ГУВД в офис зашли сотрудники отдела по борьбе с экстремизмом. Предъявили заявление — не от Билла Гейтса, что было бы логично, а от некоего частного лица Латышева Дмитрия Ивановича. От предложения посмотреть лицензии на программное обеспечение милиционеры отказались, в ходе осмотра сорвав голограммы лицензий на Windows, наклеенные на корпуса компьютеров.

Сотрудники БЭВ отказались подписывать протокол изъятия и заблокировали двери, дабы воспрепятствовать грабежу. Вооруженные милиционеры позвонили в прокуратуру, пожаловались, что их насильно удерживают в офисе. Сотрудники Свердловской райпрокуратуры привезли с собой понятых, и в конечном счете все компьютеры, включая сервер, на котором находился сайт БЭВ, были вывезены, а экологов для выяснения обстоятельств дела доставили в прокуратуру.

Екатерина Хмелева, координатор программы WWF России по экологическому праву, направила «Новой» совместный с Евгением Шварцем, директором природоохранной политики WWF России, комментарий: «События в Иркутске, безусловно, свидетельствуют о попытке запугать экологов и препятствовать их деятельности… Эти действия милиции выглядят логичным продолжением цепочки действий госорганов и олигархического бизнеса». Руководитель Байкальской программы «Гринпис России» Роман Важенков заявил, что блокирование офиса БЭВ, вне сомнений, связано с деятельностью организации по охране озера Байкал и с ее выступлениями против открытия БЦБК. Российские отделения Гринпис и WWF приняли жесткое заявление о событиях вокруг БЭВ.

Можно предположить, что переполнило чашу терпения власти и кто будет следующим. В голосовании на «Бабр.RU» за Путина на момент, когда я передаю материал в редакцию, отдали голоса 34% участников опроса. У Дерипаски 18%. Такой расклад понятен: первый разрешил вновь гадить в колодец планеты, второй, собственно, этим и занимается. Дерипаске в хвост дышит на положенном третьем месте «Единая Россия» с 13%.

Отношение к политике метрополии становится еще наглядней, если к результатам лидеров народного голосования добавить 4% голосов, отданных «москалям», 3,4 — «вертикали власти», по 1,3% Медведеву и Госдуме. Для сравнения: Китай, которого, конечно, больше боятся в Москве, чем в граничащих с ним регионах России, числят во врагах менее двух процентов. Число проголосовавших — 23 тысячи.

В пруде-аэраторе Байкальска уже наблюдают стоки БЦБК, оттуда они попадут в Байкал. Хотя на совещании в правительстве Иркутской области была констатирована неготовность БЦБК к пуску: гигантские долги перед кредиторами, полная изношенность оборудования, отсутствие квалифицированных кадров, договоренностей о поставках сырья и сбыте, а также разрешительных документов от Ростехнадзора и Росприроднадзора, лицензии на сбросы.

Что до правительства России, то и в нем не могут не понимать нецелесообразность перезапуска БЦБК. Даже если предположить, что в кабинете министров заседают злейшие враги российской природы и в целом этой планеты, они все равно осознают: дешевле построить новое предприятие в ровном поле, поближе к источникам сырья.

Может, действительно, дело не в деньгах, а в заботе о жителях моногорода? Но большинство давно нашли другую работу. Можно, разумеется, пригласить гастарбайтеров, только как это соотносится с заявленной мотивацией воскресения БЦБК? В обнародованном письме председателя научного совета Сибирского отделения РАН по проблемам озера Байкал академика Михаила Кузьмина, отправленном Путину еще в конце прошлого года — дабы предотвратить запуск БЦБК — подчеркивается: «…без работы находятся около 700 бывших сотрудников предприятия, причем среди них нет высококвалифицированных специалистов. На основе специально проведенного социологического опроса бывших работников БЦБК можно утверждать, что готовы возвратиться на предприятие далеко не все уехавшие специалисты, а те, кто готов это сделать, ставят условие — гарантия производства не менее 3–5 лет. В результате для возобновления производства руководству предприятия придется набирать специалистов из других регионов России, что делает бессмысленной саму постановку проблемы решения социальных вопросов населения города».

О том же говорится в открытом обращении Гринпис России к президенту, подписанном уже сотней общественных организаций.

«…Байкальск фактически не нуждается в БЦБК. Регулярные задержки зарплаты, постоянная угроза его закрытия по экономическим и экологическим причинам, развитие альтернативных производств и появление новых рабочих мест заставили людей искать альтернативные пути выживания. И, в большинстве своем, они их нашли. По этим причинам социальный взрыв, которым шантажировали власть владельцы комбината, не произошел и, соответственно, не произойдет. Сейчас будущее Байкальска связывают с развитием туризма и альтернативных видов производства… Появился Байкальский инвестиционный клуб бизнесменов, готовых вложить средства в развитие города. Однако как только было объявлено о планах возобновить производство на БЦБК, значительная часть инвесторов отказалась от своих планов».

Напомню: принят закон об охране Байкала, запрещающий лить в него промышленные стоки. Пока в суд на правительство никто не подал, дело ограничивается подписанием петиций. Меж тем в Европе уже звучат призывы к инвесторам отказаться от покупок акций принадлежащего Дерипаске РУСАЛа, поскольку Байкал — достояние человечества, то, что мы должны передать следующим поколениям в нетронутом виде. Bloomberg сообщил, что фонд Clariden Leu AG’s, специализирующийся на развивающихся рынках, вычеркнул РУСАЛ из инвестиционного списка и отказался от планов покупки акций империи Дерипаски. На минувшей неделе в ходе первых после IPO торгов в Гонконге акции РУСАЛа упали на 10,6%. А на парижской бирже — на 11%.

Тем временем более двухсот работников БЦБК направили Путину благодарственное письмо. Лишь одна характерная цитата, не требующая комментариев: «Мы благодарны государству за то, что мы оказались ему нужны». Публикуются уже и призывы подвергнуть авторов опроса на «Бабр.RU» «определенного рода воздействию — например, со стороны правоохранительных органов». Высказываются догадки, что это «похоже на почерк или бывших акционеров компании ЮКОС, или Бориса Березовского». Кстати, сразу после этого государство и явилось в БЭВ.

Вероятно, на днях мы услышим, что кампанию против БЦБК заказали враги России, те, кто не желает, чтобы мы были вооружены ракетами «Тополь» и «Булава». Этот тезис уже почти озвучен: нам уже рассказали, что в производстве стратегических ракет используется беленая целлюлоза, которую выпускал только БЦБК. Ракеты, однако, абсолютно ни при чем. По словам руководства БЦБК, постановление правительства потребовалось для возобновления производства небеленой целлюлозы, выпуск же беленой даже не предполагается. Да и, к слову, осенью 2008 года БЦБК останавливали не враги российского государства, а оно само. Что, тогда о ракетах не думали, а нынче вспомнили? Иркутский арбитраж, начавший банкротство БЦБК, — враг России? Один из специалистов Красноярского машиностроительного завода, производящего стратегические ракеты морского базирования, на мою просьбу прокомментировать то, что нам рассказывают о крайней нужде ракетостроения в БЦБК, ответил: «Да ну, это полная чушь».

Да и вряд ли любые враги России способны принести ей столько же вреда, сколько мы сами. И какой смысл в ракетном щите, для производства которого уничтожают то, что он якобы охраняет?

И еще пара вопросов: если бы БЦБК принадлежал не любимому олигарху, а кому другому, может, комбинат уже давно бы обанкротили, а его хозяина посадили за нарушение экологического законодательства? И если в Управление собственной безопасности ГУВД Иркутской области поступит заявление Пупкина о том, что в ГУВД, возможно, используется пиратский софт, заберут ли у милиции компьютеры на полуторамесячную экспертизу?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow