СюжетыКультура

Картины с крылышками

Премия «Золотой орел» проигнорировала ленты нового поколения режиссеров, зато утешила создателей скучных сериалов

Этот материал вышел в номере № 10 от 1 февраля 2010 г.
Читать
Судя по списку картин, претендующих, по версии академиков Национальной академии кинематографических искусств и наук, на звание «лучший фильм», в нашем кинематографе работают исключительно представители старшего поколения. И прежде всего...

Судя по списку картин, претендующих, по версии академиков Национальной академии кинематографических искусств и наук, на звание «лучший фильм», в нашем кинематографе работают исключительно представители старшего поколения. И прежде всего лауреаты Московского кинофестиваля: «Петя по дороге в Царствие Небесное» Николая Досталя, «Палата номер шесть» Карена Шахназарова (назван лучшим режиссером), «Царь» Павла Лунгина, открывший ММКФ. В пятерку лучших вошли также «Анна Каренина» Сергея Соловьева и «Стиляги» Валерия Тодоровского («Стиляги» следом за «Никой» удостоены «Золотого орла»). Как справедливо отметил вдохновитель премии Никита Михалков, ко всем этим работам можно относиться по-разному, но сделаны они профессионально. При этом в главных номинациях показательно отсутствует кино нового поколения: Сигарева, Мизгирева, Вырыпаева, Хлебникова, Хомерики, Прошкина. Полностью проигнорирована «Россия 88» Павла Бардина, объявленная самарской прокуратурой экстремистской. Нет среди главных претендентов имени Алексея Балабанова, снявшего «Морфий», — мощную с кинематографической точки зрения экранную версию произведений Булгакова.

Похоже, выбор академиков идеологически четко выстроен. Никита Михалков не раз заявлял о своем несогласии с так называемым новым русским арт-хаусом: «Нельзя показывать одни мерзости, на которые способен человек, потому что жестокая правда без любви есть ложь». Однако именно в кино молодых предстает и нынешняя Россия — без лессировок и приукрашиваний. Реальная жизнь выброшенных на обочину: гастарбайтеров и обнищавшей интеллигенции, матерей-одиночек, никому не нужных пенсионеров, обезумевших ментов. Выбор нынешнего «Золотого орла» — фильмы про позавчерашнее. Далекое, как в «Царе», «Анне Карениной», «Палате номер шесть», и вчерашнее: «Стиляги», «Чудо».

Самым удивительным оказался расклад в категории «Лучший телефильм или мини-сериал». «Орла» за лучший фильм получил вице-президент академии «Золотой орел» Глеб Панфилов за сериал «Без вины виноватые» — самую неудачную, если не сказать провальную, работу мэтра. Но вот что любопытно. В прошедшем вялом, вязком телесезоне были и достойные работы. Одна из лучших — экранизация романа Тургенева «Отцы и дети», снятая Авдотьей Смирновой. Атмосферное, воздушное, современное кино об утраченных отношениях истекшей, несбыточной эпохи и ее людях. Трогательных, сложных, так неловко пытающихся быть счастливыми. Фильм Смирновой не вошел даже в лонг-лист, удостоивший своим вниманием аж 20 мини-сериалов. Среди них полная драматургических ляпов «Дочь генерала — Татьяна», полусамодеятельная «Генеральская внучка», пропагандистская агитка на тему войны в Южной Осетии «Олимпус инферно» и прочие «актуальные» работы: «Откройте. Милиция!», «Смерть шпионам! Крым», «Майор Ветров», «Сыщик Путилин», «Новая жизнь сыщика Гурова», «Застава Жилина» (последний на середине показа сняли с эфира за позорный рейтинг).

Скорее всего, у работы Авдотьи Смирновой для сурового орлиного жюри был один существенный изъян — ее выход из Союза кинематографистов (причины бегства она пояснила своим нежеланием оставаться в этой организации в связи «с чувством глубокого омерзения»). Обидно, что пренебрегли не только культурной телевизионной работой, но и филигранно выписанными произведениями, сотворенными Сергеем Юрским и Андреем Смирновым. Юрский, ни разу не пожалованный вниманием кинематографических премий, сыграл здесь одну из лучших своих ролей.

Не менее занятный казус случился при выборе лучшей анимационной картины. Здесь, как и на «Нике», приз получил Константин Бронзит за средней руки ремесленную «Правдивую историю о трех поросятах», хотя конкуренцию ему составляли сильные картины. Как обычно, сказалась магия имени талантливого режиссера, который на профессиональном смотре анимационного кино в Суздале своих «Поросят…» даже не решился показывать. Академики, похоже, неигровое кино, как и сериалы, по-прежнему не смотрят, игнорируя регламент академии, по которому они призваны поощрять и пропагандировать исключительно «лучшие произведения российского и зарубежного киноискусства».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow