Сюжеты

Бонус тишину любит

Этот материал вышел в The New York Times (29.01.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

В преддверии сезона подведения итогов работы инвестиционных банков страх возмущенной толпы и «красного петуха» сильно ограничивал аппетиты банкиров и их жен. Год спустя время добровольной аскезы, похоже, миновало. По всем признакам на...

В преддверии сезона подведения итогов работы инвестиционных банков страх возмущенной толпы и «красного петуха» сильно ограничивал аппетиты банкиров и их жен. Год спустя время добровольной аскезы, похоже, миновало. По всем признакам на Уолл-cтрит грядет раздача жирных бонусов, и финансовая верхушка торопится сбросить с себя то, что продавцы предметов роскоши метко называют «камуфляж скромности». Правда, в отличие от прежних лет, в этом году потребительская показуха будет гораздо меньше.

Недавно банк Morgan Stanley объявил, что общая сумма зарплат и бонусов, которые получат его сотрудники в этом году, составит $14,4 млрд, или $235 000 на каждого служащего. На следующий день банк Goldman Sachs объявил, что выплаты его сотрудникам составят в среднем $498 000 на человека, причем размер вознаграждений, которые получат топ-менеджеры обоих банков, будет исчисляться миллионами долларов.

На фоне поразившей страну 10% безработицы эти цифры вызывают еще большее возмущение, чем обычно.

Помимо тех, в чьи карманы прольется этот золотой дождь, есть и еще одна группа людей, которые окажутся в выигрыше: поставщики товаров и услуг для богатых. Нью-йоркские риелторы, продавцы дорогих автомобилей и торговцы роскошью потирают руки в предвкушении ежегодной раздачи бонусов. Они безоговорочно поддерживают теорию о том, что когда богатые становятся еще богаче, остальные слои общества также выигрывают.

В Хэмптонзе, восточном пригороде Нью-Йорка, популярном месте летнего отдыха банкиров, получить свою долю пирога рассчитывают не только риелторы, но и строительные подрядчики, дизайнеры, перевозчики мебели и садовники. «Экономика Хэмптонза зависит от продаж дачных домов и участков», — уверена Дайэн Саатчи, сотрудник риелторской компании Saunders and Associates, только что закончившая оформление покупки неким банкиром дома стоимостью $4,9 млн.

«Даже не просите назвать вам моего клиента, он категорически против, — обескуражила Саатчи нашего корреспондента. — Наши клиенты не терпят огласки». По ее словам, клиент не желает, чтобы о сделке стало известно даже его родственникам. Вдруг они станут просить у него денег?

Выставлять свое богатство напоказ в наши дни, по словам Саатчи, никто не хочет.

После целого года, проведенного в страхе наступления нового витка кризиса, сильно ограничивавшего потребительский спрос, желание тратить вновь набирает обороты. «Людям хочется вознаградить себя за скромность, даже если она заключалась всего лишь в следовании разумной стратегии выживания», — объясняет Александра Лебенталь, специалист по управлению финансами и колумнист сайта NewYorkSocialDiary.com.

В то же время инвестиционные компании стремятся не дразнить публику, и без того винящую их в обрушившихся на Америку финансовых потрясениях.

13 января руководители четырех крупнейших американских банков подверглись публичной порке на слушаниях в конгрессе, причем в первую очередь именно за то, что практика премирования топ-менеджеров этих банков (в то время как вся страна переживает трудности) была, с точки зрения конгрессменов, совершенно неуместной. Администрация Обамы использует аналогичную популистскую риторику для проталкивания идей усиленного регулирования и налогообложения банковского сектора.

Так или иначе, сегодня Уолл-стрит старается избегать показухи и излишней огласки.

«Директора банков рекомендуют своим сотрудникам держаться скромнее, — рассказывает Джанет Хенсон, 14 лет проработавшая в руководстве банка Goldman Sachs, основатель ассоциации женщин-руководителей «85 Broads». — Представьте, что, получив свой миллионный бонус от Goldman Sachs, вы станете кататься на новенькой Audi TT? Людям это не понравится».

Лишь немногие из руководителей финансовых компаний и их жен, к которым мы обратились, готовя эту статью, согласились рассказать, на что они собираются потратить причитающиеся им бонусы.

Жена одного из банкиров, пожелавшая сохранить инкогнито, рассказала, что она и люди ее круга сегодня испытывают меньше опасений относительно своей финансовой ситуации, чем год назад, ощущение приближающейся катастрофы отступило. Тем же, кто критикует банкиров за получаемые ими бонусы, она бы желала объяснить, что руководители банков, в том числе и ее муж, очень много трудятся и что упреки в их адрес несправедливы. «Просто людям всегда нужен козел отпущения, а богатые первыми попадаются под руку», — считает она.

Часть денег, которые ее муж получит в качестве бонуса, они собираются отложить на оплату обучения в университетах их четверых детей, а на оставшиеся деньги они собираются купить летний загородный дом — возможно, у кого-то, кому срочно необходимы наличные.

По ее мнению, сейчас самое благоприятное время для такой покупки. Один из друзей ее мужа, тоже банковский топ-менеджер, недавно купил в Вермонте дом, который в противном случае через несколько дней пошел бы с молотка.

Однако в наши дни, совершая крупные покупки, финансисты принимают во внимание не только свою выгоду, но и то, сколько внимания они к себе привлекут. Например, в декабре торгующая дорогими автомобилями компания Manhattan Motorcars предложила покупателям две новых программы лизинга, обе стоимостью около 100 тыс долларов: во-первых, годовой контракт на автомобиль Rolls-Royce Phantom Drophead Coupe с вышитыми подголовниками и съемным верхом с матовым металлическим покрытием, и во-вторых, трехгодичный контракт на кабриолеты марки Bentley моделей Flying Spur и GT, обе из которых выглядят не так броско, как Rolls-Royce.

По словам владельца Manhattan Motorcars Брайана Миллера, крупные финансисты предпочитают автомобили Bentley. Причем не потому, что они стоят дешевле. «Они хотят меньше бросаться в глаза, и их привлекают более скромно выглядящие вещи, — считает Миллер. — Сейчас не время покупать автомобили, на которые будет оборачиваться вся улица».

Сьюзен Джонсон, директор головного универмага компании Saks Fifth Avenue, считает, что богатые покупатели устали от того, что она называет «камуфляжем скромности», и после годичного воздержания желают наконец побаловать себя.

«Им хочется прежде всего получить удовольствие, а не демонстрировать свое богатство», — уверена она.

Весна уже не за горами, а вместе с ней для финансистов и их супругов открываются новые возможности побаловать себя: приобрести на аукционе картину, купить новый загородный дом или шелковое платье для летнего банкета. Сумеют ли финансисты и дальше обуздывать свою тягу к роскоши?

«Будет интересно посмотреть, какие особняки будут выставлены на продажу и кто первым купит роскошное колье, — размышляет Лебенталь. — Кто посмеет пойти наперекор проклятиям популистов?»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera