Сюжеты

Ставлю против Китая

Этот материал вышел в The New York Times (29.01.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

В недавней колонке я высказал мнение, что хотя некоторые перегретые китайские рынки, например рынок недвижимости, предоставляют возможности для игры на понижение, я бы не стал говорить, что вся китайская экономика — один большой пузырь...

В недавней колонке я высказал мнение, что хотя некоторые перегретые китайские рынки, например рынок недвижимости, предоставляют возможности для игры на понижение, я бы не стал говорить, что вся китайская экономика — один большой пузырь а-ля тот, что мы недавно увидели в Дубае. Возможно, я был неправ: если Китай выгонит Google, с акциями китайской коммунистической партии я бы точно начал играть на понижение. И вот почему.

Современные китайские компании одновременно куда более отсталы и развиты, чем считают американцы.

В Китае сейчас есть две экономики. Одна из них — очень традиционные предприятия, принадлежащие государству, фактически сама коммунистическая партия и ее «филиалы»; назовем их «Командирским Китаем».

Рядом с ними существует второй Китай, в основном сконцентрированный в прибрежных городах вроде Шанхая и Гонконга. Его составляют предприимчивые бизнесмены, выработавшие сложные техники для участия в бизнес-среде, где огромную роль играют профессиональные знания. Я называю их «Сетевым Китаем».

Чем же так важны профессиональные знания? Для меня в них заключается ключ к пониманию успеха Google и ответ на вопрос о том, почему с компартией Китая стоит играть на понижение.

В недавно вышедшей книге «Индекс сдвига» известный деловой обозреватель и консультант по вопросам управления Джон Хейгл утверждает, что мы живем во времена «большого сдвига». Когда-то мы обитали в мире, основным способом добиться стратегического преимущества в котором была защита и извлечение выгоды из определенного запаса знаний — общей суммы того, что нам известно в данный момент времени.

Теперь мы переходим на новую модель: ценность такого запаса стремительно уменьшается, а выгода извлекается за счет эффективного участия в обмене знаниями, «потоки» которых постоянно обновляются.

«Становится важно находить способы, чтобы заводить связи с людьми и институтами, обладающими новыми знаниями, — говорит Хейгл. — Чем лучше ваша компания или страна связана с важными и разнообразными источниками новых знаний, тем успешнее она будет». А если эти связи не наладите вы, это сделают другие.

Я бы сказал, что попытки «Командирского Китая» сохранить контроль компартии, подавляя, ограничивая и направляя потоки знаний в политически приемлемые сферы (к примеру, ввести цензуру для Google), все больше противоречат устремлениям «Сетевого Китая», чей успех зависит от участия в глобальных потоках знаний.

Именно в этом заключается важность войны за Google: для китайцев она стала символом возможности свободно искать информацию и подключаться к сети тогда, когда этого требуют их воображение и творческие порывы. Такая возможность критически важна для будущего «Сетевого Китая».

«Командирский Китай» добился больших успехов в первую очередь за счет доведения до совершенства модели XX века, при которой использование запаса знаний и ограничение «потоков» позволяет снизить стоимость производства.

Однако Китай добьется успеха в XXI веке, а компартия останется у власти только в том случае, если сможет перевести большее количество своих компаний на модель XXI века, которая уже освоена современным «Сетевым Китаем». Для этого придется позволить все большему и большему количеству людей, университетов и компаний в Китае принимать участие в главных потоках знаний в мире — особенно тех, которые выходят далеко за пределы устоявшихся отраслей и рынков.

Увы, Китай, видимо, верит, что может сочетать эти три задачи: политический контроль «потоков», сохранение предприятий прошлого века ради занятости населения и расширение «Сетевого Китая» ради роста.

Однако внутренние противоречия такого сочетания могут помешать выполнению всех этих задач.

«Командирская» модель XX века окажется под давлением. Будущее за теми, кто продвигает более богатые и разнообразные потоки знаний и создает институты и технологии для их использования.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera