Сюжеты

«Талибан» выходит на тропу PR-войны

Талибам запретили поджигать школы и отрезать уши

Этот материал вышел в The New York Times (29.01.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Талибан» вновь пошел в наступление. Теперь на новом фронте: информационном. Чтобы улучшить свой имидж, добиться поддержки населения Афганистана и противостоять новой американской кампании за умы и сердца афганцев, талибы прибегли к помощи...

«Талибан» вновь пошел в наступление. Теперь на новом фронте: информационном. Чтобы улучшить свой имидж, добиться поддержки населения Афганистана и противостоять новой американской кампании за умы и сердца афганцев, талибы прибегли к помощи современных медиаприемов в сочетании со старыми, проверенными методами.

Прошлой весной духовный лидер «Талибана» мулла Мухаммед Омар выпустил длинный список новых правил поведения членов движения. Согласно ему, талибам теперь запрещено совершать теракты против гражданских лиц, поджигать школы, а также отрезать пленным уши, губы и языки.

Пока новые правила соблюдаются далеко не всеми повстанцами и не способствовали смягчению их действий. Хотя перед нападением на центр Кабула 18 января «Талибан» предупредил некоторых мирных жителей об опасности, по данным ООН, движение все равно ответственно за три четверти смертей среди гражданских лиц за прошлый год. По словам жителей афганских деревень и некоторых представителей НАТО, новому кодексу следуют только ряд вождей среднего ранга. Мулле Омару пришлось даже сместить пару самых жестоких командиров.

Раздробленность «Талибана» — одна из причин, по которым движению удалось выжить. Убедить местных вождей следовать директивам начальства, сидящего в сотнях километров от них в Пакистане, — нелегкая задача.

«Если сравнивать эти правила с тем, что происходит в действительности, похоже, что мулла Омар очень мало контролирует свои войска, — говорит контр-адмирал Грегори Дж. Смит, начальник отдела связей НАТО. — Они могут частично соблюдаться в некоторых местах, но в других на них не обратят внимания».

По мере того как «Талибан» усиливает свое присутствие в Афганистане, он все больше нуждается в поддержке населения. Чтобы воспользоваться растущим недовольством афганцев собственным правительством и присутствием иностранных войск, «Талибан» все чаще позиционирует себя местным освободительным движением, независимым от «Аль-Каиды». В результате, говорят некоторые представители НАТО, движение получает новых сторонников.

Одновременно набирает силу и PR-кампания «Талибана». Зачастую она работает быстрее, чем НАТО, и все более эффективно подает свою главную идею. «Адаптация талибов к кампании по борьбе с повстанцами делает движение намного опаснее, — говорит высокопоставленный сотрудник разведки НАТО. — В конечном итоге их цели вряд ли сильно поменялись по сравнению с 2001 годом, но когда мы придумали новую кампанию по борьбе с ними, талибы нашли, чем ответить».

Американская стратегия включает ограничения на удары с воздуха, из-за которых гибли мирные афганцы, и передислокацию войск ближе к крупным населенным пунктам, чтобы афганцы чувствовали себя защищенными от «Талибана».

Американские и афганские аналитики считают, что рекламные усилия «Талибана» — часть общей новой стратегии. В ее рамках движение пользуется любыми доступными средствами, включая интернет-технологии, которые когда-то считались антиисламскими. Теперь «Талибан» ведет пропаганду через SMS-сообщения и видеоролики в Интернете.

«Движение пытается добиться народной любви, — рассказывает Вахид Муджда, бывший член «Талибана». Теперь он отслеживает действия повстанцев в Интернете и часто выступает на афганском телевидении. — Они поменяли тактику, потому что хотят подготовиться к длительной борьбе, а для этого необходима поддержка народа и местные спонсоры. Они учатся на старых ошибках и не будут их повторять».

Новая PR-кампания в сочетании со сравнительно менее жестокими действиями, возможно, помогла приглушить недовольство повстанцами, которое, по словам лидеров племен на юге страны, начало сплачивать народ против «Талибана».

Однако главными причинами роста его популярности остаются неэффективность центрального правительства и нелюбовь афганцев к иностранным войскам. По оценке аналитиков из военной разведки, в распоряжении «Талибана» находится от 25 до 30 тысяч боевиков и, возможно, до 500 тысяч людей, готовых воевать за деньги, или в случае если они почувствуют угрозу со стороны западной коалиции.

В статье использован репортаж Таймура Шаха из Кандагара

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera