Сюжеты

Искусство счет любит

Этот материал вышел в The New York Times (29.01.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Американские любители искусства обожают с придыханием рассуждать о том, что в Старом Свете культуру спонсирует государство. Однако в Европе, в отличие от Соединенных Штатов, практически отсутствует традиция частной поддержки культурных...

Американские любители искусства обожают с придыханием рассуждать о том, что в Старом Свете культуру спонсирует государство. Однако в Европе, в отличие от Соединенных Штатов, практически отсутствует традиция частной поддержки культурных институтов. В большинстве стран Европы налоговая система никак или почти никак не стимулирует частные пожертвования и труд волонтеров: постоянные сотрудники видят в волонтерах конкурентов, а не помощников.

Однако в последнее время ситуация начала меняться. Недавно Джереми Хант, министр культуры теневого правительства британских консерваторов, пообещал в случае прихода тори к власти начать внедрять «американскую традицию филантропии». Выступая на конференции «Положение искусства» в Лондоне, Хант предсказал наступление «золотого века» налоговых льгот для частных жертвователей, которые помогут сократить государственные расходы.

В декабре из-за забастовки сотрудников две недели не работал парижский Музей Помпиду. На несколько дней к нему присоединились и другие музеи. Поводом послужило намерение президента Николя Саркози сократить государственное финансирование искусства. Программа сокращения числа государственных служащих, защищенных от увольнения и имеющих право на роскошные пенсии, должна по замыслу президента распространяться и на такие государственные учреждения, как Лувр и Версальский дворец. В рамках этого плана предлагается принимать только одного сотрудника вместо двух, ушедших на пенсию. Если французским музеям этого не хватит, средства на зарплату дополнительных работников им придется искать самостоятельно. Практически это означает именно то, что предлагает в Англии Джереми Хант: американизацию системы поддержки искусства.

На переговорах с министерством культуры Дидье Алэм, представитель «Всеобщей конфедерации труда» (крупнейшего французского профсоюза), заявил, что «чем больше социальная политика зависит от частного финансирования, тем более она подвержена влиянию рыночных подъемов и спадов». Зависимость от внешних источников финансирования, по его мнению, означает потерю народом Франции контроля за культурной политикой.

Я живу в Берлине и часто захожу в Gemaldegalerie, городской музей старинной живописи. Это один из лучших в мире музеев такого рода, но поскольку он мало упоминается в туристических справочниках и поскольку Берлин находится в Германии, а не во Франции, иногда я оказываюсь здесь единственным посетителем.

Аналогичным образом благодушное попустительство со стороны бюрократов позволяет существовать в Германии десяткам оперных театров, обилие которых является предметом национальной гордости. Независимость этих театров от рыночных реалий ставит их в положение, при котором они сами являются своими единственными судьями, что приводит к обилию посредственных постановок.

К чему я все это говорю? К тому, что государственное покровительство искусства в Европе нельзя считать панацеей и что частное финансирование имеет определенные преимущества. Конечно, частные пожертвования всегда делаются на определенных условиях, но за счет разнообразия спонсоров культурные учреждения получают возможность более гибкого и независимого принятия решений.

В Италии, где государственные музеи стонут под гнетом маразматической бюрократии, частными коллекционерами и компаниями были учреждены такие фонды и выставочные помещения, как Fondazione Prada в Милане и Fondazione Sandretto Re Rebaudengo в Турине, которые теперь задают тон в современном искусстве. В Германии созданный на частные пожертвования и подвергавшийся за это нещадной критике оперный и концертный зал Festspielhaus в Баден-Бадене сейчас с успехом конкурирует с фестивалями в Байрейте и Зальцбурге.

Руководители американских музеев вынуждены тратить практически все свое время на поиски финансирования, но в последнее время американские государственные гранты, которые и прежде бывали весьма скромными, попали под контроль определенных групп влияния.

Идеалом для Америки было бы некоторое движение в сторону европейской модели и наоборот. Возможно, США уже поздно меняться. Европейские же музеи тем временем застряли между перспективой приватизации, с одной стороны, и недостатком частных спонсоров — с другой.

Не обязательно быть британским тори для того, чтобы верить, что налоговые льготы будут способствовать росту филантропии. Общественное финансирование не гарантирует учреждениям культуры сохранение бюджета в случае глобальных финансовых проблем. А частные спонсоры нередко могут помочь пережить трудные времена. В любом случае, без частных спонсоров не обойтись. Так что в этом отношении Европа определенно движется в сторону американской модели.

В подготовке материала в Париже принимала участие Майя де ла Бом

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera