Сюжеты

Слоеные пирожки против минаретов

Мусульмане в Европе – и угроза, и растущий рынок

Этот материал вышел в The New York Times (05.02.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Из окна офиса Бертрама Декера на втором этаже большой кондитерской фабрики Nestle в швейцарском Ванген-Ольтене виден единственный минарет в городе: деревянная башенка, увенчанная позолоченными звездой и полумесяцем. Минарет, установленный...

Из окна офиса Бертрама Декера на втором этаже большой кондитерской фабрики Nestle в швейцарском Ванген-Ольтене виден единственный минарет в городе: деревянная башенка, увенчанная позолоченными звездой и полумесяцем.

Минарет, установленный на крыше Турецкого культурного центра, — один из четырех на всю Швейцарию. В новейшей истории страны он сыграл важную роль: разгоревшийся вокруг него конфликт привел к ноябрьскому референдуму, на котором 57% швейцарцев одобрили внесение в Конституцию страны запрета на строительство минаретов.

61% жителей Вангена одобрили внесение поправки. В этом есть что-то странное, ведь на фабрике Декера производят, помимо прочего, изделия из слоеного теста, соответствующие требованиям халяля (исламских требований к пище).

В прошлом году с конвейеров завода сошло 100 млн пачек слоеных пирожков — на 20 млн больше, чем десять лет назад. Хотя халяльные продукты составляют не больше 3% от общего производства, Декер говорит, что «спрос на них растет у нас на глазах».

Он показывает сертификат, выданный главной мечетью Парижа и удостоверяющий халяльность фабрики — на ней нет нечистых продуктов, например алкоголя или свинины. «Сначала сертификат выдали на два года, — рассказывает 41-летний немец Декер, полтора года назад назначенный директором фабрики, которая принадлежит швейцарской корпорации Nestle. — Только что мы продлили его до 2012 года».

Уровень дохода в исламских странах растет, и все больше мусульман эмигрируют в Европу и США. Халяльное производство в Вангене — часть попытки Nestle занять на мировом рынке нишу халяльных продуктов, включая кофе, выпечку, хлопья и детское питание.

Но хотя Швейцарии выгодно, что фабрики, подобные этой, продают свои продукты потребителям-мусульман, сами швейцарцы, похоже, твердо настроены против строительства минаретов на собственных улицах.

Когда в 2006 году Турецкий культурный центр решил возвести на крыше своего здания минарет, местные жители подали на него в суд. Они пытались предотвратить строительство, заявив о нарушении строительных норм. Дело дошло до высшей судебной инстанции Швейцарии, одобрившей строительство, — но не потому, что минарет имел отношение к религии. «Суд принял решение о соответствии строительным нормам, — говорит 50-летний судья и по совместительству мэр Вангена Беат Фрей, — но не о свободе вероисповедания». За этим последовал призыв к референдуму.

50-летний Мустафа Карахан из Турецкого культурного центра иногда чувствуют себя жителем осажденного города. «Проблема в том, что люди плохо нас знают, — рассказывает он за чашкой кофе. — Если бы они нас знали, референдума бы не было».

Когда в центре решили построить минарет, его члены провели день открытых дверей, на который пришло свыше 500 человек. «На церемонии освящения минарета присутствовало несколько представителей властей, а местный протестантский священник произнес речь», — говорит Карахан.

Но споры вокруг минаретов озлобили публику. По мере приближения дня голосования в окна клуба несколько раз кидали камни, а на дверь повесили мешок со свининой. Членам клуба неожиданно запретили (и до сих пор не разрешили) парковку вдоль близлежащей железной дороги.

«Политики сыграли на нас, чтобы получить голоса, — говорит Карахан. — И этим повредили репутации Швейцарии».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera